Пока власти пытаются регулировать цены на бензин и продукты питания, производители и продавцы водки сами снижают цены на свою продукцию. Так, компания Recolte, продавец самой дорогой водки в России вместо водки ценой более 1000 руб. за 1 л планирует производить дешевую «Антикризисную», сообщают Ведомости.
Компания Recolte заморозила планы производства премиальной водки и отказалась от инвестирования собственных средств в рекламу дорогих иностранных сортов: американской Yes! стоимостью 750 руб. за 1 л и Trump, произведенной в Нидерландах по лицензии миллиардера Дональда Трампа. Последний напиток, появившийся в России год назад, продавался в рознице по 6000 руб. за обычную бутылку и более чем 10 000 руб. за сосуд, покрытый 24-каратным золотом.
Изменение стратегии компании объясняется кризисом, который может повлечь снижение спроса на дорогой алкоголь. «Премиальную водку еще будут покупать перед новогодними праздниками, но с января спрос на нее, по нашим прогнозам, пойдет на убыль. Мы ожидаем, что в 2009 г. будет расти лишь потребление недорогой водки», — поделилась пресс-секретарь Recolte Марина Черепанова.
Recolte надеется заработать на новой тенденции, начав в 2009 г. производство водки ценой менее 100 руб. за 0,5 л, сейчас компания регистрирует для этого несколько новых марок, говорит Черепанова. Например, в конце октября в Роспатент она подала заявку на марку «Антикризисная».
Во время кризиса люди перейдут с водки среднего сегмента по 130-150 руб. за 0,5 л на напитки ценой около 100 руб. за бутылку, соглашается Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). «Качество водки в этих сегментах одинаково, поэтому никто не захочет переплачивать за бренд», — говорит он. Средний сегмент был самым быстрорастущим: за последние четыре года его объем увеличился в 4 раза до 52 млн дал, но из-за кризиса рост сменится сокращением, уверен аналитик. Сейчас на долю легальной водки дешевле 100 руб. за 0,5 л приходится 41% рынка, еще 31% занимает дешевая нелегальная водка, а доля водки дороже 100 руб. — 28%, оценивает ЦИФРРА.
Но не все согласны с эффективностью такой политики. Сергей Зивенко, президент ТПГ «Кристалл», напротив, обещает поднять розничную цену на «Гжелку» со 115 до 140 руб. за 0,5 л. «Кризис не настолько глобальный [чтобы изменить структуру потребления], да и конкурировать с полулегальными водочными заводами, делающими дешевую водку, мы не в состоянии», — объясняет он. Гендиректор «Парламент групп» Сергей Куприянов считает, что скоро сократится потребление как самой дорогой, так и самой дешевой водки. Это позволит выиграть его компании, производящей в основном водку среднего сегмента (от 135 руб. за бутылку), надеется он. А «Синергия», выпускающая водку всех ценовых сегментов, не будет снижать маркетинговую активность и менять производственные планы на 2009 г., но, возможно, рекламный бюджет будет перераспределен между брендами, говорит председатель правления компании «Синергия» Александр Мечетин. Правда, это произойдет только после того, как станет понятно, куда движется рынок. Пока это не ясно, признает он.
Тем временем правительство предлагает свои методы. Министерство сельского хозяйства РФ выступает за введение госмонополии на оборот этилового спирта, ключевые решение в отрасли могут быть приняты до конца 2008 года, заявил глава ведомства Алексей Гордеев, отвечая на вопросы в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации. «Мы считаем, что надо ввести монополию на оборот спирта, не на производство, а на оборот», — цитирует Эхо Москвы. Министр считает, что в настоящее время управление отраслью рассредоточено в разных ведомствах, что мешает формированию эффективной политики государства в сфере производства алкоголя. «В первую очередь надо определиться с единым органом по управлению алкогольной продукцией», — сказал он. Гордеев отметил, что введение госмонополии на оборот спирта не потребует больших затрат от государства. Сейчас этим вопросом активно занимается первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. «До конца года может быть принято эффективное решение по управлению отраслью и наведению порядка на алкогольном рынке», — сказал глава Минсельхоза.