Министерство финансов России собирается вложить национальные резервы в рисковые ценные бумаги. Это или увеличит доходы бюджета в долгосрочной перспективе, или приведет к финансовым потерям. Опыт других стран показывает, что этот риск оправдан при качественном управлении инвестициями.
Резерв на все случаи жизни
До 2018 года резервы Российской Федерации состояли из двух частей:
- Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния
Есть и другие резервные фонды, например, президентский и фонды регионов. Но денег в них не так много, и используются они для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Резервный фонд использовался для покрытия дефицита бюджета. Если государству не хватало денег на выполнение обязательств – распечатывался резервный фонд.
ФНБ создавался для увеличения будущих пенсий, но реально использовался и для финансирования крупных государственных проектов, например, Олимпиады в Сочи.
Средства Резервного фонда хранились в самых надежных ценных бумагах и в иностранной валюте. То есть в тех активах, которые гарантируют в первую очередь сохранность денег. ФНБ использовался более свободно и более рисково – средства вкладывали в облигации не самых надежных стран, например Украины и Испании. Из ФНБ с 2008 года финансируется Внешэкономбанк.
В начале 2018 года Резервный фонд полностью исчерпали и ликвидировали, и главной копилкой страны стал Фонд национального благосостояния, который играет роль:
- Подушки безопасности на случай кризиса
- Инвестиционного фонда для инфраструктурных проектов
- Фонда софинансирования пенсии
Теперь от качества управления ФНБ зависит не только стабильность пенсионной системы, но и устойчивость всей экономики. Поэтому вложение средств национального резерва в акции с высоким риском воспринимается неоднозначно. С одной стороны, дополнительный доход никогда не помешает, с другой – потеря части резервов грозит новым финансовым кризисом.
Управление Фондом национального благосостояния
Национальные резервы нельзя просто положить на счет в банке по двум причинам:
- Инфляция постоянно уменьшает реальный размер резервов
- Держать все деньги в одном месте слишком рискованно
Поэтому Министерство финансов России разработало ряд правил, по которым средства ФНБ размещаются в разных финансовых инструментах.
Где размещается ФНБ сейчас
К активам для размещения Фонда национального благосостояния предъявляется три главных требования:
- Высокая ликвидность – возможность быстро превратить актив в реальные деньги
- Высокая надежность – гарантия того, что деньги не обесценятся и не будут заморожены
- Доходность – для защиты от инфляции деньги должны приносить какой-то доход. При этом до недавнего времени Правительство не ставило задачи получения высокой доходности от средств ФНБ
Под эти требования, по мнению Минфина, подходят несколько финансовых инструментов:
- Иностранная валюта: доллары США, евро и фунты стерлингов
- Долговые обязательства иностранных государств и финансовых организаций со стабильной экономикой и высоким кредитным рейтингом
- Депозиты в крупных банках
- Ценные бумаги важных для национальной экономики предприятий (инфраструктурных проектов)
Теоретически, вся прибыль от управления средствами ФНБ должна поступать в бюджет России. Но реально никакой прибыли нет. За 2017 убыток от вложений составил 0,1%, а за февраль 2018 года ФНБ сократился еще на 30,75 миллиардов рублей. Теперь его размер составляет 3 699 млрд. рублей или $66,4 млрд.
Убытки, как ни странно, связаны с ростом мировой экономики. По всему миру инвесторы, стремясь увеличить доходы, переводят активы из надежных ценных бумаг в рисковые. При этом ценность суверенных государственных облигаций падает, а вместе с ней уменьшается и Фонд национального благосостояния России.
График индекса S&P500, который отражает общее состояние мировой экономики, с 2009 года стабильно растет, поэтому инвесторы не боятся снижения цен и готовы рисковать.
Именно по этой причине Министерство финансов задумалось о переводе части ФНБ в корпоративные акции. За счет роста цен на фондовых рынках, эти ценные бумаги могут приносить хороший доход. Но, при неправильном управлении, акции принесут больше убытков, чем государственные облигации, в которые Россия вкладывается сейчас.
Еще один фактор риска – вероятность падения мировой экономики. Хотя Всемирный банк прогнозирует дальнейший рост, некоторые аналитики предсказывают проблемы, связанные с напряженной международной обстановкой и торговыми войнами между США и Китаем. Некоторые из этих прогнозов уже начинают сбываться – вводятся новые санкции против России, Соединенные Штаты и КНР повышают пошлины на взаимную торговлю. Снижение темпов роста мировой экономики приведет к обратному процессу на фондовом рынке – инвесторы будут снижать риски и уходить в надежные активы. Акции при этом потеряют в цене, и новая инвестиционная политика Фонда национального благосостояния не принесет выгоды.
Нефтяные фонды Норвегии и России
Доказательство того, что рисковое вложение национальных резервов может быть успешным – Государственный пенсионный фонд Норвегии. Также как и ФНБ этот фонд формируется из нефтяных доходов и обеспечивает экономическую стабильность страны. Из него же будут платиться пенсии будущим поколениям. Но есть и различия, причем существенные:
- Нефтяной фонд Норвегии самый большой в мире – более $1 трлн.
- Доходность норвежского фонда за 2017 год составила 13,7%
Создан Государственный пенсионный фонд Норвегии был в 1996 году и с тех пор увеличился в 4000 раз. Это произошло потому что средства фонда не использовались для наполнения бюджета – Парламент Норвегии распоряжается только доходами от управления фондом. Еще один фактор – это успешная инвестиционная политика. Изначально средства вкладывались в акции успешных промышленных, информационных и высокотехнологичных компаний, и на протяжении всего периода роста мировой экономики (который мы уже обсуждали выше) Норвегии получала доходы на фондовом рынке.
Если России удастся перенять норвежский опыт управления нефтяными сверхдоходами, это будет хорошим шагом в сторону отказа от нефтяной зависимости. В любом случае, реализация этого процесса начнется, только когда размер ФНБ достигнет 7% ВВП. Даже по самым оптимистичным прогнозам это случится не раньше 2019 года. За это время Министерство финансов должно продумать новые правила управления фондом и оценить перспективы мирового фондового рынка.
Виктор Тарасенко