Источник фото: Lawyer_Russia/pixabay.com
Авторские материалы

Право знать: о чем вам никогда не расскажут проводники поездов?

20:30 / 06.03.18
19459
Мы в социальных сетях:

Красивые виды из окон под стук колес и чай в подстаканниках — романтика поездов знакома многим. Совсем другое дело, когда в пути вы вынуждены пользоваться грязным туалетом, спать на мокром белье и терпеть хамство проводников. Все это — наша реальная жизнь без единого намека на романтику. Очень многие терпят неудобства, только неясно — зачем. С ними можно и нужно бороться. Сегодня поговорим о том, как доказать собственную правоту в кассе вокзала и в вагоне поезда, не разозлив при этом сотрудников РЖД, и что должны знать пассажиры поездов дальнего следования, чтобы с комфортом доехать до пункта назначения. «Право знать» — знай свои права!

 1. Вопрос: Правда ли, что мы имеем право на целый спектр услуг в поездах, о которых нам никто не рассказывает?

Ответ. Это действительно так. О правах пассажиров поездов есть огромное количество информации, и о ней мало кто знает. Это неудивительно: зачастую проводник считает себя хозяином вагона, а всех пассажиров — своими гостями, которые должны «ходить по струнке». Поэтому о том, на что имеет право пассажир, проводник старается умолчать.

Представьте, что вы купили билет на поезд. Таким образом вы заключили договор с компанией, которая осуществляет железнодорожные перевозки. Выданный билет подтверждает заключение договора. По этому договору, железная дорога обязуется перевести пассажира и его багаж в пункт назначения, обеспечив должный уровень комфорта и безопасности. Отношения, которые возникли между вами и компанией, регулируются рядом законов. Основной из них — Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». Статья 83 этого закона говорит о правах и обязанностях пассажиров. Обязанностей у пассажиров немного: приобрести билет, сохранять его в течение всего времени следования поезда, предоставлять проводникам необходимые документы, не нарушать общественный порядок, не мешать другим пассажирам и не перевозить запрещенные предметы. О том, на что вы имеете право в вагоне поезда, смотрите в инфографике.

Право знать: о чем вам никогда не расскажут проводники поездов?Читайте далее о том, какие права у вас есть при перевозке детей, сколько должен весить багаж, как продлить срок действия билета, и что делать, если вы опоздали на поезд. 

2. Вопрос: Билет для ребенка: когда платить, а когда нет?

Ответ. Знайте, что в поездах дальнего следования вы можете провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не будет занимать отдельного места. Для детей в возрасте от 5 до 10 лет нужно купить детский билет. Широко распространены ситуации, в которых родители пытаются купить детский билет, несмотря на то, что ребенок уже не подпадает под обозначенную возрастную категорию. Продажа таких билетов незаконна. Как правило, подобные ситуации пресекаются сотрудниками касс. При провозе больше одного ребенка до 5 лет вы должны дополнительно купить детский билет на каждое место, которое занимается детьми. При этом на одном месте не могут находиться больше двух детей. Пассажир, который перевозит ребенка до 10 лет, должен иметь с собой его свидетельство о рождении. Проводник вправе потребовать этот документ для проверки. Для детей старше 10 лет нужно приобретать взрослые билеты. Помните, что возраст ребенка определяется на день начала поездки.

3. Вопрос: Как перевозить багаж и ручную кладь?

Ответ. Вы имеете право бесплатно провозить с собой до 36 килограммов ручной клади. Ее размер по сумме трех измерений не должен превышать 180 сантиметров. В СВ лимит увеличивается: по одному билету можно провести 50 килограммов. Если вес вашей ручной клади превышает установленный лимит, необходимо заплатить за провоз излишков. Ручная кладь не должна мешать другим пассажирам. Ее нужно перевозить в специально отведенных для этого местах. Согласно последним разъяснениям РЖД, пассажиры нижних полок должны использовать закрывающийся отсек для размещения вещей, а пассажиры верхних — третью полку. Когда вы приобретаете билет, перевозка багажа уже заложена в его стоимость. На один билет у вас могут принять три сумки общим весом не более 200 килограммов. Если хотите вести больше, то придется заплатить. Важный нюанс: за сохранность ручной клади отвечаете вы сами, а вот за отдельно оплаченный провоз багажа ответственность несет перевозчик.

4. Вопрос: Опоздания, досрочный выезд, отмена или задержка поезда: какие есть тонкости?

Ответ. Опоздания. Если вы опоздали на посадку в поезд на станции отправления не более чем на 12 часов, то у вас есть право возобновить действие своего билета. В этом случае вам предстоит доплатить стоимость плацкарты на другом поезде, следующем по вашему направлению. Если опоздание произошло вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных документально, срок сдачи билета увеличивается с 12 часов до 5 суток. При предоставлении справки из больницы в кассу вокзала действует аналогичная процедура: вы доплачиваете только за плацкарту, и покупать новый билет необходимости нет. А что делать, если вы путешествуете несколькими поездами с пересадками и опаздываете на свой следующий поезд по вине железнодорожной компании? В подобной ситуации перевозчик обязан возвратить вам полную стоимость билета на ушедший без вас поезд или оформить новый билет на следующий поезд, ни взяв с вас ни рубля.

Досрочный выезд. Не многие знают, но при наличии свободных мест можно выехать раньше времени, указанного в приобретенном билете. Это может помочь вам, когда резко меняются планы. Норма прописана в ст. 83 Устава железнодорожного транспорта. Для этого вам нужно обратиться в кассу. Там на билет поставят специальную отметку. Если такой отметки не будет, то в поезд, который отправляется раньше вашего, вас никто не посадит. Подобная практика встречается довольно редко, поэтому сотрудники вокзалов могут о ней не знать. Однако отказ в проставлении отметки вас смущать не должен. Сошлитесь на статью закона и попросите кассира уточнить информацию. Помните, что заставлять вас покупать новый билет в такой ситуации незаконно.

Отмена или задержка поезда. Если по каким-то причинам отправление вашего поезда задерживается или отменено вовсе, то вы имеете право на возврат полной стоимости проезда. Как это сделать? Обратиться в кассу, где вам будут обязаны вернуть стоимость билета. Если поезд опаздывает или его отправление было задержано, вы вправе предъявить перевозчику претензию об уплате штрафа. За каждый час задержки вам положено 3 процента от стоимости проезда. Обратите внимание, что задержки или опоздания менее чем на 1 час в расчет не принимаются, а сумма штрафа не может превышать стоимости билета. Если есть желание, то через суд вы можете взыскать с перевозчика моральный вред и упущенную выгоду.

О том как, добираясь из Томска в Москву, погулять в Новосибирске почти бесплатно, читайте далее.

5. Вопрос: Как продлить срок действия билета?

Ответ. Путешествуя по России, вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся вам месте. Для этого необходимо продлить срок действия билета. Знайте, что он не может превышать 10 суток. По истечению этого срока вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы. Для оформления такой остановки в пути следования и продления срока действия билета, пассажир должен предъявить билет в кассу железнодорожной станции, начальнику вокзала или дежурному по вокзалу того города, где планирует остановиться. На билете вам поставят специальную отметку. Представьте себе, что вы едете из Томска в Москву. Доехав до Новосибирска, вы понимаете, что совсем не против передохнуть от поездки и пару дней посвятить прогулкам по городу. Для этого совсем не нужно покупать новый билет, который к тому же недешево стоит. Лучше заплатить 132 рубля 30 копеек за переоформление билета, оплатить плацкарту и через несколько дней поехать в Москву. При подготовке материала, мы смоделировали эту ситуацию оператору «горячей линии» РЖД. Послушайте, что нам ответили:

Обращаясь к сотрудникам железной дороги со своими просьбами по рассмотренным выше вопросам, вы можете столкнуться с удивленным взглядом в ваш адрес и фразой «Ничего вам восстанавливать не будем, ваш поезд ушел». Помните о том, что такая позиция помогает снижать компенсационные затраты железнодорожной компании, но никак не улучшает положение пассажира. Лишь указав на конкретную норму закона, вы сможете реализовать свои права. А их у вас немало. Помните о наших рекомендациях и знайте, что вам положено по закону.

Мы будем признательны, если вы предложите темы для их освещения в рубрике «Право знать». Адрес электронной почты прежний: pravoznat@tomsk.ru.

Дмитрий Аксенов