Материал корреспондента Tomsk.ru «Новостройка с сюрпризом: что делать, если стены покрываются льдом?» вызвал большой резонанс: только за прошедшие выходные его прочли более 15 тысяч томичей. А десятки гневных и порой ироничных комментариев читателей дают понять, что проблемы, связанные с их собственным жильем, до сих пор в Томске остаются наиболее острыми.
Промерзающая в квартире стена ― проблема сложная, однако далеко не единственная. Ежедневно томичи сталкиваются с бытовыми затруднениями, которые очень часто требуют скорейшего разрешения. Но как быть, если те, кто должны помогать в разрешении бытовых вопросов (управляющие компании, отделы качества и т.д.), зачастую самоустраняются?
Сегодня в рубрике «Право знать» вы узнаете о том, какие права и обязанности имеют собственники жилья, в какие сроки должны быть устранены коммунальные аварии, в каких случаях вы имеете право на перерасчет, и действительно ли мирное разрешение споров лучше судебных тяжб? «Право знать» ― знай свои права!
1. Вопрос: Какие права и обязанности есть у собственников жилых помещений? Как защитить свои права?
Ответ: Перечень прав собственников квартир и других жилых помещений содержится в Жилищном кодексе РФ. Не стоит забывать о том, что у каждого собственника есть обязанности, которые он должен исполнять без чьих-либо дополнительных напоминаний. Итак, согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ, каждый собственник имеет право:
- на законных основаниях владеть недвижимым имуществом;
- использовать помещение по его целевому назначению;
- распоряжаться жильем по своему усмотрению, не нарушая прав других лиц;
- предоставлять жилье во временное пользование на основании договора;
- регистрироваться самому и регистрировать на жилплощади родственников.
Собственник обязан поддерживать жилье в надлежащем состоянии, то есть не запускать его и содержать в чистоте, соблюдать права соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества дома. Важно знать, что каждый житель многоквартирного дома обязан следить за чистотой и порядком в подъезде, оплачивать затраты на общедомовые нужды, а также не нарушать требования закона (в частности, не курить на лестничных площадках и в коридорах возле окон).
Безусловно, у каждого собственника имеется право защищать себя, если его интересы нарушаются. Причем в деле собственной защиты можно использовать все законные способы, начиная от составления официальных жалоб и заканчивая обращением за помощью к СМИ. Однако далеко не все знают, как поступить в той или иной ситуации, а порой даже готовы соглашаться с нарушением собственных прав. Так, пользователь городского портала Tomsk.ru с ником «id» считает, что жить в холодной квартире нормально: «У нас в старой квартире (79 гвардейской дивизии 27) лед на стенах в спальне и в ванной всегда был, так и жили много лет». На что юзер «Продавщица» отвечает ему: «А зачем много лет так жить?» (орфография и пунктуация авторов комментариев сохранены). И действительно, зачем, если закон предусматривает возможность собственной защиты?
Что говорит закон? Жилищные отношения в России регламентируются не только Жилищным кодексом, но и Законом РФ «О защите прав потребителей». Именно эти законодательные акты помогут вам защититься от разного рода нарушений ваших прав, в том числе при проблемах с управляющей компанией. На сегодняшний день в Томске функционируют несколько десятков управляющих компаний. Но все ли они оказывают услуги надлежащего качества? Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты. Первое (и самое важное), на что указывает закон ― право потребителя на безопасность и соответствие эксплуатации дома всем необходимым требованиям.
Управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания людей. Все мы являемся потребителями услуг, которые нам оказывает управляющая компания. Чтобы право каждого из нас на проживание в безопасной и чистой среде было реализовано, управляющая компания обязана не только проводить уборку подъездов и заменять старое или поломанное оборудование, но и отчитываться за это перед жителями.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законов о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Некоторые управляющие компании периодически могут вводить жильцов в заблуждение, говоря о том, что дом должны обслуживать муниципальные органы власти. Знайте, что это не так. Ответственность за предоставление всех перечисленных услуг для управляющих компаний прямо устанавливает часть 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, управляющая компания берет на себя обязанность самостоятельно исполнять все, что связано с содержанием дома, в том числе за счет средств его жителей.
2. Вопрос: Взносы за капремонт: обязательные или добровольные?
Ответ: Вокруг этого вопроса споры не утихают уже давно. Так обязаны жильцы платить за капитальный ремонт или нет?
Да, обязаны. Об этом прямо сказано в действующем Жилищном кодексе РФ. Оплата не вменяется только собственникам жилья, относящегося к аварийному фонду и отдельным категориям граждан, признанным социально незащищенными. До 2014 года плата за капремонт носила добровольный характер, однако в законодательство были внесены изменения, которые на сегодняшний день обязывают всех осуществлять такие взносы. Игнорирование обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт может привести к разным негативным последствиям, начиная от вала предупреждающих писем и заканчивая отключением воды и электричества. К тем, кто не оплачивает счета за капремонт применяются все стандартные процедуры в соответствии с законодательством — так же, как и ко всем прочим неплательщикам. По данным опроса, проведенного Счетной палатой РФ в период с 1 февраля по 2 мая 2017 года, примерно одна четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Поэтому, задавая себе вопрос: «Обязан ли я платить за капитальный ремонт дома?», задумайтесь о том, что лучшим способом избежать проблем от неуплаты будет ее недопущение.
3. Вопрос: Какими нормативами руководствуются службы при оказании коммунальных услуг? Когда возникает право на перерасчет?
Ответ: Существуют специальные правила, которым должна соответствовать температура воды и воздуха в жилых помещениях. Именно ими и руководствуются коммунальные службы.
Согласно нормам СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Определенные нормы для воды введены не случайно. При температурном пороге ниже 60°С риск роста инфекционных возбудителей во много раз возрастает, а вот при 70-80°С происходит дезинфекция. Также в пункте 2.2 указанных санитарных правил и норм сказано о том, что поставляемая в жилые дома вода должна быть качественной: без какого-либо привкуса и неприятного запаха. Постановлением Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» установлены допустимые отклонения температурного режима горячего водоснабжения (см. инфографику).
СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривает, что температура в комнатах должна составлять от 18° С до 24° С. Для ванных комнат, кухонь, санузлов возможен показатель от 18° С до 26° С.
Если вы выяснили, что температура воды или воздуха в вашей квартире ниже нормативов, то следует обратиться в свою управляющую компанию. Старайтесь уладить спорный вопрос мирным путем, как правило, сотрудники компании адекватно реагируют на подобного рода обращения. Однако если управляющая компания не оказывает вам помощь в разрешении данной ситуации, придется обратиться в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области. О том, как это сделать, читайте далее. В любом случае, при нарушении вашего права на получение качественных коммунальных услуг в соответствии с нормативами, у вас возникнет право на перерасчет.
Если управляющая компания отказала в перерасчете за некачественную услугу в добровольном порядке, обращайтесь с жалобой в госорганы. Департамент ЖКХ обязан ответить на ваше обращение и провести проверку. Однако если и это не помогло, спор с управляющей компанией разрешит только суд (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
А вот что делать, если температура воды в разы выше нормативов? С таким вопросом к нам обратилась читательница рубрики «Право знать» Марина, написав письмо на наш электронный адрес:
«В доме по адресу ул. Лебедева, 41 из крана течет кипяток. Маленькие дети постоянно обжигаются. Посоветуйте, как поступить».
В подобной ситуации нарушения со стороны управляющей компании нет, поскольку она обеспечивает максимальный нагрев воды, а это значит, что вы не переплачиваете. А вот при использовании такой горячей воды следует самим проявлять максимальную внимательность и осторожность, разбавляя ее холодной.
4. Вопрос: Что делать, если произошла коммунальная авария?
Ответ: Управляющие компании не могут 24 часа в сутки осуществлять контроль за состоянием подъездов жилых домов. Поэтому очень важно, чтобы жильцы самостоятельно и своевременно реагировали на разные бытовые затруднения. Очень часто они требуют немедленного устранения, поэтому оставленная по телефону жильцом заявка поможет устранить проблему в короткий срок. Что касается официального регулирования, то управляющие компании, устраняя аварии, должны соблюдать следующие сроки:
Важно знать, что управляющая компания имеет право ограничить оказание коммунальных услуг на время устранения аварии только на законодательно установленные сроки. Это правило не работает, если речь идет о серьезных техногенных авариях или стихийных бедствиях.
5. Вопрос: Куда обращаться, если управляющая компания бездействует?
Ответ: Если в вашей квартире холодно, или вы недовольны качеством оказываемых коммунальных услуг, а управляющая компания или отдел качества застройщика вас игнорируют, рекомендуем обращаться в компетентные государственные органы. К ним относятся:
- Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области: пр. Кирова, д. 41. Горячая линия по вопросам ЖКХ: 905-570, адрес электронной почты: dep-zkh@tomsk.gov.ru.
- Управление Роспотребнадзора по Томской области: пр. Фрунзе, д. 103а. Тел.: 26-03-90, адрес электронной почты: ufs@70.rospotrebnadzor.ru.
Чтобы инициировать проверку, вам необходимо воспользоваться своим правом на обращение в госорганы, которое гарантированно ст. 33 Конституции РФ. В обращении следует изложить суть проблемы. По данным сайта Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, только за первое полугодие 2017 года при проведении госнадзора было выявлено 253 нарушения обязательных требований, большая часть которых выразилась в нарушении режима обеспечения населения коммунальными услугами и непредоставлении необходимых сведений. Согласно ст. 7.23 КоАП РФ, штраф за подобного рода нарушения составляет до 10 тысяч рублей. Знайте, что с 2018 года существенно ужесточились требования к управляющим компаниям, и за несколько серьезных нарушений их могут лишить лицензии.
Сегодня вы узнали о том, какие существуют стандартные алгоритмы разрешения спорных ситуаций, возникающих между жильцами и управляющими компаниями, а также ряд нюансов, связанных с оказанием населению коммунальных услуг. Наши рекомендации помогут вам сориентироваться, однако помните, что каждая ситуация индивидуальна. Не бойтесь отстаивать свои права, ведь в большинстве случаев закон на вашей стороне!
Хотите продолжить читать правовые советы, связанные с темой ЖКХ? А может быть, вы сами сталкивались с подобными проблемами? Напишите нам, адрес прежний: pravoznat@tomsk.ru.
Дмитрий Аксенов