Постоянная рубрика городского портала Tomsk.ru «Право знать» продолжает рассказывать о юридических тонкостях понятным для всех языком. Вы уже знаете, как выйти из сложных ситуаций в магазинах, защитить себя в маршрутках и остановить поборы в школах. Сегодня расскажем о том, как обезопасить себя в больницах, ведь далеко не все врачи чтут клятву Гиппократа.
В России действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Согласно ст. 41 Конституции РФ и принятой в ее развитие вышеупомянутой Программы, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных больницах оказывается бесплатно.
Из этого материала рубрики «Право знать» вы узнаете, вооружившись какими законами, следует отправляться к врачу, как побороть пренебрежительное отношение со стороны медиков, что вы вправе требовать, и кто сможет помочь, если ваши права все-таки были нарушены. «Право знать» – знай свои права!*
Новости о томских больницах зачастую контрастны: пресс-службы медицинских организаций и департаментов рапортуют об успехах в своей деятельности, а правоохранительные органы проводят проверки по факту халатности врачей, как это было, например, прошлой осенью. Подобные новости пугают, ведь никто не хочет завершить свой жизненный путь, просто нуждаясь в медицинской помощи. Именно поэтому многие не обращаются в больницы, занимаясь самолечением. А если и обращаются, то страдают от долгого ожидания приема врача, пренебрежения персонала, навязывания платных услуг и т.д. От подобных повсеместных нарушений здоровее точно не станешь. Однако справедливости ради отметим, что изменения в лучшую сторону в томских больницах все же есть. Думается, что во многом это происходит благодаря гражданам с активной позицией, которые не считают нужным мириться с недостатками системы и готовы отстаивать свои законные права. Итак, что нужно знать для того, чтобы, если и не полностью искоренить повсеместное нарушение прав граждан в государственных поликлиниках, то хотя бы уменьшить перечень таких нарушений? Давайте разбираться!
Вместо того чтобы отстаивать очереди в поликлинике, отстаивайте свои права!
1. Вопрос: На что нужно ссылаться при общении с сотрудниками поликлиники, чтобы они не забывали о своих обязанностях? Какие права и обязанности есть у пациента?
Ситуация. Наша постоянная героиня Кира заболела. Отсидев целый час в очереди, она наконец-то попала на прием к врачу. Врач, помня о том, что на каждого пациента выделяется строго определенное количество минут, осмотрел девушку и направил ее в кабинет забора крови. Лаборант без особых церемоний попросил Киру «поставить автограф» на информированном добровольном согласии пациента, пресекая все ее попытки досконально ознакомиться с юридически значимым документом. После того как девушка расписалась в листе-согласии, лаборант начал манипуляции по забору крови.
Что нарушено? Право пациента знать всё о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Таким правом наделяет каждого пациента пункт 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Врач или другой медицинский работник обязан предоставить в доступной форме пациенту полную информацию о его состоянии здоровья и о том, какие манипуляции будут производиться, а только затем просить его подписать юридически значимое согласие. Помните, что никто не имеет права заставить вас подписать согласие. Сама по себе процедура ознакомления с текстом документа и устные объяснения врача являются необходимыми предварительными условиями медицинского вмешательства.
Что делать? Четко следовать положениям закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», помня о том, что в нем говорится не только о ваших правах, но и об обязанностях медицинских работников. Это основной законодательный акт, которому подчиняются все работники системы здравоохранения. Внимательно ознакомьтесь с содержанием глав и статей законов, наименования которых содержит инфографика. Зная содержание предложенных статей, вы сможете аргументированно пресечь любые попытки запрета ознакомления с текстом информированного согласия, а также помочь себе в других ситуациях.
Что говорит закон? По закону каждый пациент имеет право на:
1) выбор врача и медицинской организации;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья;
6) выбор лиц, которым в его интересах может быть передана информация о состоянии его здоровья;
7) получение лечебного питания при лечении в стационаре;
8) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
9) отказ от медицинского вмешательства;
10) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
11) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав, священнослужителя для проведения религиозных обрядов.
Также в законе сказано, что медицинскую помощь следует оказывать с учетом физического состояния пациента, а по возможности даже соблюдать его культурные и религиозные традиции. Сама медицинская помощь должна отвечать этическим и моральным требованиям, а отношение медицинских работников к пациенту должно быть уважительным и гуманным. А вот обязанность у пациента одна – он должен заботиться о сохранении своего здоровья.
Знайте, что кроме закона важным документом в деле защиты своего права на качественную бесплатную медпомощь является Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 г. № 1492). Согласно положениям данной Программы, у вас есть право получать помощь в течение определенного времени:
1) неотложная медицинская помощь оказывается в течение 2 часов с момента обращения и не позднее;
2) прием терапевтом, педиатром – не позднее 24 часов с момента обращения;
3) консультация врачом-специалистом – не позднее 14 дней с момента обращения;
4) экстренная помощь бригадой скорой медицинской помощи – не позднее 20 минут с момента ее вызова (при этом отказ в оказании помощи не допускается, полис ОМС не нужен).
2. Вопрос: Кто может помочь защитить ваши права?
Ответ: Каждый из нас нередко пытался добиться правды в ходе «приятного общения» с сотрудниками регистратуры. Не стоит думать, что, поскандалив в больничном коридоре, вы успешно разрешите спорную ситуацию. Зачастую люди не знают, как себя вести в случае конфликта с врачами. Однако у пациентов есть достаточно методов воздействия на сотрудников медицинских организаций. Какие? Смотрите в нашей инфографике.
Любые проблемы, возникшие в стенах лечебного учреждения, являются прямым или косвенным нарушением вашего права на бесплатное и качественное медицинское обслуживание.
Для того чтобы понять, кто сможет помочь вам защитить себя или своих близких, оцените ситуацию. Несложный спор, возникший в кабинете врача или в окне регистратуры, поможет разрешить администрация медицинской организации. Если вам, к примеру, не выдали необходимые документы, будь то история болезни или же направление на УЗИ, обратитесь к главврачу больницы с письменным заявлением (жалобой). Пишите заявление в двух экземплярах: один оставите себе, а второй сотрудники канцелярии больницы должны зарегистрировать в специальном журнале учета корреспонденции. В течение 30 дней вам обязаны ответить. Эта обязанность главного должностного лица больницы устанавливается Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В заявлении опишите суть претензии и представьте факты, которые имели место.
А вот если дело более серьезное, то обращаться необходимо в компетентные органы, которые способны оценить каждую ситуацию с точки зрения закона. В случае взяточничества сотрудников больницы необходимо обращаться в полицию и прокуратуру. В случае причинения вреда жизни и здоровью пациента во время лечения – в прокуратуру и суд. Такая ситуация является наиболее сложной, поскольку затрагивается самая большая ценность – человеческая жизнь и здоровье. Что до врачей, то с большой долей вероятности по указанию руководства они будут хранить молчание, дабы не признавать собственных ошибок, а значит – не возмещать вред добровольно. Вы же в исковом заявлении должны подробно описать все произошедшее и указать тяжесть причиненного вреда. Иск можно подавать в суд по месту жительства.
В ситуациях, когда медработники причинили смерть по неосторожности или тяжкий вред здоровью, заразили ВИЧ-инфекцией, незаконно провели искусственное прерывание беременности, не оказали помощь больному или оставили в опасности, то есть совершили преступление, необходимо писать заявление о возбуждении уголовного дела в отделении полиции. Правоохранительные органы обязаны принять и проверить сообщение о преступлении. Если потребуется, следователь назначит экспертизу. За все вышеперечисленные преступления Уголовный кодекс РФ предусматривает серьезную ответственность.
Также у вас есть возможность в любых ситуациях, связанных с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества, обратиться в свою страховую компанию. Она в свою очередь подскажет возможные пути решения спорной ситуации и возьмет ее на контроль. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в Томской области проживает 1055271 застрахованное лицо. Если вы имеете полис ОМС, то кроме обращения в свою страховую компанию можете получить консультацию непосредственно в ФОМС по телефонам: + 7 (499) 973-31-86; +7 (495) 870-96-80, доб. 1042, 1048, 8-800-250-7297 (Отдел защиты прав застрахованных).
В Департамент здравоохранения Томской области, территориальный орган Росздравнадзора по Томской области, Общественный совет по защите прав пациентов, Минздрав России и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения вы можете обратиться путем подачи электронной жалобы на их официальных сайтах (указаны в инфографике), а также по телефонам. Узнать, зарегистрирована ли ваша жалоба, можно по телефону Минздрава России +7 (495) 627-29-93.
3. Вопрос: На что имеет право пациент, чьи права нарушены?
Ответ: Рассмотрим три типичные ситуации, когда права пациента нарушены, однако он сам об этом может не догадываться.
1. Вы самостоятельно оплатили свое лечение, в том числе купили препарат, который имеется в перечне Территориальной программы ОМС? Знайте, что такое лекарство положено вам бесплатно. Если вы сохраните чек, то ваша страховая компания вернет вам его стоимость.
2. Если вы лишились заработка из-за болезни или неправильного лечения, или же вы были вынуждены воспользоваться дополнительными медицинскими услугами, в том числе платными, у вас появляется право возместить имущественный ущерб. Возмещение имущественного ущерба производится только на основе документально подтвержденных расходов.
3. Если вы считаете, что перенесли физические и нравственные страдания в ходе некачественного лечения, то можете обратиться в суд за компенсацией морального вреда. Размер компенсации вы указываете самостоятельно, однако не рассчитывайте на полную выплату. Oкончательную сумму компенсации морального вреда, близкую к указанной в иске, суд определяет крайне редко.
4. Вопрос: Платные медицинские услуги: каков их перечень?
Ответ: Медицинские организации имеют право оказывать платные медицинские услуги в следующих случаях:
1) если действуют иные условия, чем те, которые предусмотрены программой государственных гарантий (например, медицинские изделия и питание, которые не значатся в стандартах);
2) при выдаче справок, за которые взимается плата в соответствии с действующим законодательством (это справки для ГИБДД, учебных заведений, справки для разрешения на ношение оружия, медосмотры при трудоустройстве);
3) при предоставлении услуг анонимно;
4) консультации узких специалистов и диагностика по желанию пациента без направления врача;
5) гражданам иностранных государств и лицам без гражданства.
Во всех остальных случаях медицинская помощь должна быть оказана бесплатно! И помните, что, согласно закону, замещение бесплатной медицинской помощи платными медуслугами недопустимо!
А вы сталкивались с некачественным оказанием медицинских услуг? Расскажите нам об этом! Но самое главное: не бойтесь отстаивать свои права. Кто знает, быть может, своими действиями вы сами сохраните себе здоровье и даже жизнь.
*Если вы столкнулись со сложной юридической проблемой или желаете узнать, как разрешить ту или иную ситуацию в рамках действующего законодательства, напишите нам об этом на электронную почту pravoznat@tomsk.ru, и мы постараемся вам помочь.
Дмитрий Аксенов