Замедление темпов глобального экономического роста обусловило снижение спроса на сырьевые товары. Экономический рост не только замедлился, но также изменил свое качество, стал «энергоэффективным». Что заставляет страны-экспортеры нефти модернизировать свою экономику.
Россия и Саудовская Аравия работают над решением схожих эконмических задач, что объясняет растущий уровень сотрудничества между странами в нефтегазовом секторе, инвестиционной деятельности и атомной энергетике.
Саудиты спешат слезть с «нефтяной иглы». Серия громких пиар-акций и заявлений уже привлекла внимание инвесторов и технологических компаний к Аравийскому полуострову. Строительство города Neom, робот-гражданин «София» и продажа 5% Aramco, только некоторые из них.
В планах коренная модернизация и переформатирование национальной экономики согласно озвученной весной 2016 года концепции «Виденье 2030». Новая экономическая политика Эр-Рияда не ограничивается собственно экономическими реформами, а охватывает все сферы жизни королевства, объединяя экстренные меры по сокращению дефицита бюджета и долгосрочное планирование.
Саудовская Аравия активно ищет новые возможности и привлекает партнеров для реализации проектов а рамках программы «Виденье 2030», а их упорству и изобретательности можно только позавидовать.
Причины мобилизации усилий Эр-Рияда в данном направлении, лежат в понимании новой экономической реальности, в которой нефть уже не может обеспечивать стабильный рост и служить основой устойчивой экономики государства.
В свете основных вызовов для российской экономики учредитель Корпорации «Энергия», а в прошлом министр энергетики России Игорь Юсуфов отмечает положительный опыт и современный подход Саудовской Аравии по привлечению инвестиций в реализацию их новой экономической концепции «Виденье 2030», направленной на диверсификацию экономики и снижение зависимости от экспорта нефти.
Как ранее отмечал Игорь Юсуфов в своём интервью Андреа Баллину для издания HANDELSBLATT, Россия обладает колоссальными резервами. Российских нефти и газа хватит еще на сто лет, при добыче на уровне 11 млн баррелей в сутки. Но это не отменяет необходимости диалога между ведущими производителями нефти. Более того, это не должно сдерживать развитие альтернативной энергетики в стране и других высокотехнологичных отраслей, выступающих драйверами роста экономики будущего.
Игорь Юсуфов, учредитель Корпорации «Энергия», занимал должность Министра энергетики Российской Федерации с 16 июня 2001 по 9 марта 2004
Что послужило толчком создания экономической концепции «Виденье 2030»?
У Саудовской Аравии нет проблем с нефтью. Проблемы у королевства возникли с ценами на нефть. Ни много ни мало, уже во второй раз за прошедшие полвека. Но сейчас все выглядит гораздо серьезнее. Поэтому Саудиты решили не ждать пока цены на нефть отскочат на уровень «тучных» лет.
Нефти за 100 USD уже не будет. А если и будет, то эти 100 не будут теми, что прежде.
Когда нефтяные цены начали стремительно падать в 2014 году, финансовое положение Саудовской Аравии, где экспорт этого сырья даёт 73 % бюджетных поступлений и формирует 45 % ВВП, серьезно пошатнулось. Образовался колоссальный по размеру дефицит бюджета.
Так в 2015 году дефицит бюджета Саудовской Аравии достиг рекордного уровня и составил 366 млрд рилов (почти 98 млрд долларов). В 2016 году Саудовской Аравии удалось сократить дефицит до 297 млрд риялов. В 2017 году королевство планирует сократить дефицит бюджета на треть — до 198 млрд риялов ($52,8 млрд).
Как Саудовская Аравия компенсирует падение доходов от продажи нефти сейчас?
В связи с падением поступлений от экспорта нефти, Эр-Рияд пошел на резкое сокращение расходов бюджета. Урезание в первую очередь коснулось энергетического сектора и на бытовом уровне вылилось в рост цен на топливо, и сокращение субсидий домохозяйствам, но не тронуло силовые структуры, сферу образования и здравоохранения.
Был объявлен пятилетний план по приватизации части предприятий и отраслей в стране. Также для покрытия бюджетного дефицита в 2017 году Саудовская Аравия уже привлекла на мировом рынке $17,5 млрд за счет размещения облигаций и планирует до конца года разместить новые долговые бумаги.
Концепция «Виденье 2030»: четвертая промышленная революция диктует новую экономическую реальность
Растущая роль возобновляемых источников энергии, удешевление производства киловатта электроэнергии из возобновляемых источников, скачок развития «зеленых технологий» — это только часть новых вызовов, с которым столкнулось королевство, равно как и все главные нефтедобывающие страны. Разве что кроме Норвегии, в которой еще в 1990 году был создан Государственный нефтяной фонд, выполняющий роль стабилизационного.
И хотя в среднесрочной перспективе мировые цены на нефть будут показывать умеренный рост, «зеленые технологии» будут постепенно отвоевывать позиции у нефти, как в свое время нефтепродукты потеснили уголь. Это мнение разделяет и экс-министр энергетики России Игорь Юсуфов. Рентабельность нефтегазовых активов выглядит достаточно неопределенной в долгосрочной перспективе, что требует модернизировать нефтезависимую экономику уже сейчас.
Показателен опыт PetroChina. Этот китайский нефтяной гигант потерял за десять лет 600 млрд. долларов капитализации. Стоимость акций компании упала с 800 до 200 млрд долларов и продолжает снижаться.
«Виденье 2030» — главная миссия наследного принца Мохаммеда бин Салмана
Королевство Саудовская Аравия стремится диверсифицировать экономику и превратится в крупнейший инвестиционный центр в регионе. Сложное решение для страны, которая располагает четвертью разведанных мировых запасов нефти и чья экономика основана на экспорте этого ресурса.
В рамках концепции «2030» в Саудовской Аравии планируется запустить ряд крупных программ. Некоторые из проектов выглядят настолько грандиозными и футуристическими, что некоторые аналитики и экономисты уже успели их мечтами. Но настолько уж эта задача невыполнима, как это может показаться?
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман во время церемонии залога верности в Мекке, Саудовская Аравия, 21 июня.
Наследный принц Мохаммед бин Салман, на которого возложена миссия избавления экономики королевства от нефтяной зависимости, намерен оправдать реноме принца-реформатора. Он объявил о желании Саудовской Аравии вернуться к «умеренному исламу». Скептики называют это заявление маркетинговой уловкой (есть все основания им верить), но в то же время стоит признать, что без политики открытости сделать страну привлекательной для инвестиций будет очень сложно. И принц, и его окружение это понимают.
Игорь Юсуфов, который во время первого президентского срока Владимира Путина занимал пост министра энергетики России, а также является бывшим членом Совета директоров «Газпрома» уверен, что в текущих экономических реалиях Саудовская Аравия принимает крайне взвешенные далеко идущие шаги.
Курс на взаимовыгодное сотрудничество между правительствами России и Саудовской Аравии по стратегическим направлениям – в частности создание и развитие ядерной инфраструктуры при реализации национальной программы развития атомной энергетики Саудовской Аравии, – будет способствовать ускорению позитивных изменений в экономике двух стран.