Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Цена на нефть: главный двигатель российского фондового рынка в ауте?». Ее участники считают, что снижение стоимости нефти во многом связано со спекулятивными факторами. В ближайшее время оно может продолжиться, несмотря на решения ОПЕК. В этих условиях растет привлекательность внутреннего рынка нефтепродуктов.
«Скорее всего, спекулянты уже нацелились на штурм уровней $50-60 за баррель. На это указывают опционные позиции и резкое увеличение открытых коротких позиций по нефтяным фьючерсам. Кроме того, крупнейшие операторы рынка нефтяных фьючерсов снизили свои целевые уровни по нефти до $50-60 за баррель и активизировали риторику относительно того, что снижение ОПЕК объемов добычи нефти на 1-2 млн. баррелей в сутки не окажет влияния на цены. Стоит отметить, что это является достаточно большим снижением и может нарушить баланс спроса и предложения нефти в мире, поэтому я бы не особо доверял оценкам банков, которые имеют крупные собственные и клиентские позиции на рынке нефти», — считает аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков.
Впрочем, с фундаментальной точки зрения нефть уже сейчас стоит дешево. В среднесрочной перспективе эксперты ждут более высоких уровней. «И дело тут не столько в отсутствии новых месторождений, сколько в себестоимости их разработки и добычи. Например, для разработки бразильского шельфа необходимо решить очень много технических задач. На таких глубинах и на такой удалённости от берега нефть пока ещё никто не добывал. Исчерпание "лёгких" запасов приведёт к росту цены на нефть. Никто не начнёт разработку новых месторождений, если она нерентабельна», — уверен руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Михаил Аристакесян. Эксперты отмечают, что сейчас стоимость нефти тесно связана с курсом доллара, однако расходятся в оценках обоснованности этой корреляции. «Это явно видно по динамике изменений мировых цен на нефть и курса евро/доллар за последние три года. Другое дело, что связь эта взаимная, нелинейная и подверженная влиянию некоторых других факторов. Но то, что с ростом цен на нефть курс доллара падает (и наоборот), вполне очевидно», — констатирует заведующий отделом анализа и прогнозирования ИЦ «КОРТЕС» Алексей Груздев. «Привязка доллара к нефти, а именно движение в противофазе, объясняется больше психологией участников рынка, которые часто рассматривают нефть как альтернативу доллару, чем какими-либо фундаментальными зависимостями», — уточняет г-н Аристакесян.
Еще один показатель, плотно связанный с нефтяными ценами, — российские биржевые индексы. «При снижении цены на нефть снижаются и значения наших фондовых индексов, хотя это и не главный фактор. При этом наши индексы падают быстрее чем фондовые индексы развитых стран. Сейчас российские фондовые индексы находятся на уровнях, которые были при ценах на нефть $40 за баррель. Т.е. в оценке присутствует значительная спекулятивная составляющая (отрицательная), которая при стабилизации на нефтяных рынках может быстро превратиться в положительную составляющую, и темп роста фондовых индексов РФ будет обгонять рост зарубежных индексов», — прогнозирует руководитель отдела развития FORTS биржи РТС Сергей Данов.
Г-н Крюков отмечает, что сейчас развивать производство нефтепродуктов выгоднее чем экспортировать нефть. Однако, тенденции в данном сегменте противоречивы. «Посмотрите, какие нефтепродукты мы в основном экспортируем: мазут, прямогонный бензин, вакуумный газойль. Это низкосортные дешевые продукты первого передела. Их доля в суммарном экспорте нефтепродуктов равна 62%. Вопреки мировым тенденциям по улучшению экологических характеристик топлива, в России множатся мини-НПЗ, производящие в основном прямогонный бензин, мазут и дизельное топливо низкого качества», — отметил г-н Груздев.