Советы по выбору агентства недвижимости дает председатель «Томской палаты риэлторов» Олег Мельник.
Приступая к решению жилищной проблемы, клиенты часто бывают дезориентированы: как среди изобилия предложений на рынке риэлторских услуг определить надежного организатора успешной сделки? Ведь за любым рекламируемым объектом, за каждым конкретным специалистом-риэлтором стоит главный партнер клиента по сделке — риэлторская фирма. Именно с нею продавцы и покупатели вступают в договорные отношения. Каким требованиям должна отвечать риэлторская компания, чтобы клиенты остались довольны предоставленными услугами?
«Количественный фактор» — численность персонала — не так уж и важен при оценке ее надежности и успешности. Главное — качество. Я попробую обозначить три угла, определяющих качество риэлторского бизнеса. Независимо от того, сколько сотрудников насчитывает агентство — сто или пять.
ПРОФПОДГОТОВКА
Современные специалисты не похожи на маклеров минувшей поры, с утра до ночи шуршавших газетными страницами и выписывавших в тетрадочку подходящие варианты. Сегодня к их услугам — Интернет-порталы и межагентские компьютерные базы данных с десятками тысяч предложений, позволяющие мгновенно подбирать варианты по множеству параметров, оценивать объекты на основе детального маркетинга. Современный агент черпает информацию о рынке не из разговоров с коллегами, он регулярно посещает тематические сайты. Хотя одной компьютерной грамотности риэлтору недостаточно, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним задачами.
«Продвинутые» фирмы уделяют большое внимание профессиональной подготовке кадров. Тем более, что на смену лицензированию, отмененному в 2002 году, пришла общефедеральная система сертификации в рамках Российского Стандарта. В системе Госстандарта зарегистрированы требования, которым должно отвечать агентство, претендующее на высокую оценку качества предоставляемых им услуг. Утверждена программа обучения, гарантирующая уровень профессиональной эрудиции риэлторов. С каждым годом количество таких фирм растет. Но не только из-за сертификата ряд агентств уделяет обучению сотрудников повышенное внимание — слишком много в работе и имидже компании зависит от квалификации каждого исполнителя. Один невежда безграмотными действиями может легко подорвать реноме авторитетного агентства.
ИНФРАСТРУКТУРА
Как правило, ситуация, когда агент — и швец, и жнец, и на дуде игрец, не характеризует фирму с лучшей стороны, даже если непосредственный представитель ваших интересов — опытный специалист.
Компания старается обеспечить клиента возможностью подробно проконсультироваться у юриста. Организацией такого ответственного этапа, как взаиморасчеты, должен ведать не агент, а специалист, имеющий опыт работы с банковскими структурами, или менеджер по операциям с недвижимостью. «Раскрученные» риэлторские фирмы обычно реализуют целый ряд направлений работы на рынке недвижимости. Надежные компании, как правило, имеют в собственности несколько офисных помещений (рабочие кабинеты для риэлторов и руководителя, комнаты для переговоров с клиентами и т.д.). Так что не пожалейте времени на знакомство со структурой агентства. И вы поймете, имеете ли вы дело с компанией, вкладывающей силы и средства в развитие и поддержание профессионального уровня, или с агентством-однодневкой, будущее которого под большим вопросом.
ДЕЛА ОБЩЕСТВЕННЫЕ
Многие «продвинутые» фирмы активно участвуют в деятельности общественных организаций. Если такая компания нарушит профессиональные стандарты, к ней будут применены строгие меры. В офисах многих агентств выставлены сертификаты, дипломы, грамоты — дополнительные свидетельства положительного имиджа. В Томске существует одна общественная организация, действующая не на бумаге, а на деле — «Томская палата риэлторов». Поэтому если Вы хотите исключить риск нарваться на агентства-однодневки или того хуже — на мошенников, целесообразно обращаться в агентства недвижимости, входящие в эту организацию.
Список критериев, по которым можно оценить уровень надежности и профессионализма фирм, был бы неполон без внимательного отношения и доброжелательности сотрудников. Важно, чтобы профессиональный уровень и человеческие качества специалистов гармонично дополняли друг друга во благо клиентов любого агентства — большого или маленького, ветерана или новичка.
Фото: tomsk.ru, www.spasskoe.com