С лекциями, посвященными правильной организации рабочего времени, выступил в Томске известный автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский. Рядовым менеджерам и первым лицам томских компаний он рассказывал о том, как «продуктивно жить и работать». Залы на всех мероприятиях были заполнены желающими услышать рецепты простого менеджерского счастья.
Делу – время
— Первое, что нужно помнить – время не восполнимо, – начал один из своих мастер-классов Глеб Архангельский. – Это единственный ресурс, который, в отличие от денег, нельзя заработать, в отличие от информации – нельзя добыть. В отличие от энергии – нельзя восстановить. Это ресурс, который лишь растрачивается. И разумно, на мой взгляд, его потратить не так, как получилось или пришлось, а так, как ты этого захотел.
Глеб Архангельский руководил внедрением проектов корпоративного тайм-менеджмента в таких организациях, как Госдума РФ, РУСАЛ, РАО ЕЭС, Вимм-Билль-Данн, Северсталь и др. Среди его клиентов – много успешных людей:
— С точки зрения формальных критериев у них все хорошо: есть деньги, дома на Рублевке, бизнес, – объяснял Архангельский. – А счастья нет…Почему? Потому что драгоценное время жизни приходится тратить совсем не на то, что хочется.
По этой причине хандрит высшее руководство предприятий, хандрят начальники средней руки и рядовые менеджеры.
— Люди занимаются достижением неродных целей, – объяснял Глеб Архангельский. – Есть простой критерий: если ты через месяц умрешь, будешь ли ты сейчас заниматься тем же самым? Или ограбишь банк, чтобы рвануть на Таити?
Архангельский убежден: универсальных рецептов счастья не существует. Цели и ценности в жизни у каждого – свои. И правильно определиться с ними – один из залогов успеха. О том, как это сделать, он рассказал томичам.
Зерна от плевел
Для того чтобы определить, что является родной целью, а что штампом, навязанным со стороны, существует как минимум два способа. Первый работает, когда цель уже достигнута:
— Достижение родных целей доставляет неподдельное удовольствие, — объясняет Глеб и это утверждение тут же иллюстрирует личным примером. – Я всю жизнь мечтал жить в Замоскворечье. Уникальный уголок, сохранивший обаяние дореволюционной России. С тех пор, как я туда переселился, я чувствую кайф каждый раз, как распахиваю шторы с утра.
А вот о защищенной кандидатской Архангельский с таким упоением не думает – подумаешь, еще одна строчка в визитке…
Второй способ позволяет определить, «надо ли оно мне», до того, как кидаться покорять очередную вершину:
— Вы покупаете красивый блокнот, – инструктирует Глеб. – И ежедневно записываете в нем «главное событие дня». Оно может быть приятным или наоборот – доставившим горечь. Главное, чтобы оно вас «цепляло». Как сказал один из участников тренинга, «главное событие – это то, за что вечером можно выпить бокал шампанского… Ну, или стакан водки».
Рядом с событием необходимо зафиксировать жизненную ценность, на основе которой вы признали событие главным. Ценностей много: любовь, признание, благосостояние, гармония или драйв и т.д. У каждого – свой «джентльменский набор».
— Вот закончили вы рабочий проект и выписали ценности: благосостояние, признание, или возможность вернуться в состояние гармонии и спокойствия, – поясняет Архангельский. – Так уже через две недели вы получите список ваших жизненных ценностей.
Через этот фильтр и призывает тренер по тайм-менеджменту «прогонять» ваши цели: приведет ли получение второго высшего образования к улучшению благосостояния или к семейному счастью? На основе ценностного анализа каждая цель получает свой набор баллов. Так вы сможете понять, какие из них главные, а какие – второстепенные.
На завтрак – лягушка
В рекламных проспектах Архангельского называют отцом-основателем российского тайм-менеджмента. Тренер уверен, чтобы научить русских распоряжаться своим временем – нужен особый подход.
— Склад характера русского человека скорее интуитивный, чем детальный, скорее эмоциональный, чем рациональный. Чаще всего люди не испытывают сложностей с тем, чтобы придумать, как решить ту или иную задачу. Сложность в том – как заставить себя это реализовать.
Поэтому раздел своих книг про самомотивацию Архангельский называет «очень русским». Одно из решений – изменение «рациона питания». Слушателям своих тренингов Архангельский предлагает ежедневно «съедать лягушку на завтрак».
— «Лягушки» – это особый вид неприятных задач, которые периодически возникают у нас в работе, – поясняет Архангельский. – Как правило, их решение не требует много времени и сил, но они представляются такими гнусными, что решать их совсем не хочется.
«Лягушка» – это звонок клиенту с сообщением о сорванных сроках, поход к стоматологу или не прибитый плинтус дома:
— Лягушки таят в себе несколько проблем. Нерешенные проблемы копятся и портят нам настроение, отнимая гораздо больше эмоциональных сил, чем заслуживают. Вторая проблема – запущенные лягушки рискуют превратиться в слонов.
Разбираться с неприятными задачами Архангельский предлагает «натощак» – то есть с утра, пока не захватила ежедневная текучка.
— У этой процедуры есть еще и терапевтический эффект: решенная «лягушка» – это гарантированный заряд бодрости на весь день. Ведь не зря испанцы говорят: «съешь на завтрак большую жабу – и в этот день с тобой ничего худшего уже не произойдет ».
А все что не по графику – нафиг
У планирования рабочего времени по Архангельскому – тоже русское лицо: до 60% рабочего дня тренер предлагает оставлять свободными.
— Часто у людей существует неверное представление о планировании, – поясняет Архангельский. – Рабочий день они расписывают буквально по минутам. В итоге – загоняют себя в Бухенвальд, жить в котором невозможно. Он быстро рушиться, и все опять приходит в беспорядок.
По мнению тренера, жесткого планирования достойны 40% рабочего дня: это время можно посвятить встречам. Остальные 60% нужно отводить решению приоритетных задач.
Товарищ, запомни правило простое: работаешь сидя – отдыхай стоя
Еще один способ продуктивно трудиться – правильно отдыхать в ходе рабочего дня. Это, между прочим, целая наука.
— Отдых у офисных работников обычно неритмичный, стихийный, – делится наблюдениями Архангельский, – покурил, поболтал в «Одноклассниках»… Или кликнул на баннер, чтобы узнать, как размножаются пингвины, а через полчаса очнулся на форуме горлового пения.
Человек, знакомый с тайм-менеджментом, будет вести себя иначе: он сделает отдых такой же частью ежедневного плана на день, как и рабочие моменты.
— Оптимальная продолжительность перерывов – 10-15 минут раз в час-полтора, – поясняет Архангельский. – Если забываете – ставьте «напоминалку» в телефоне.
В эти минуты нужно полностью отключиться от работы: пройтись, налить себе кофе, прогуляться по улице или сделать небольшую разминку. Чтобы отвлечься от работы по-настоящему, есть пара приемов: сосредоточиться на музыке, прочитать вслух с выражением незнакомое стихотворение или найти в привычном пейзаже рядом с офисом что-нибудь необычное.
— Очень важный элемент отдыха – здоровый пофигизм, – напутствует Архангельский. – Очень часто люди переживают о своей работе гораздо сильнее, чем она того заслуживает. Они думают о ней постоянно: во время пауз, обеда и после окончания рабочего дня. А я вообще считаю, что если вы не управляете атомной станцией, химическим производством, хирургическим отделением или детским садиком – у вас вообще не может быть срочных задач. Когда вы это поймете – эффективность работы значительно увеличится. Ведь одно дело – решать рабочие задачи под прессом страха не успеть в срок, другое дело – спокойно во всем разобраться.
Редакция новостей tomsk.ru