Середина нынешнего года принесла российским автолюбителям, купившим ранее автомобили в кредит, не самые лучшие новости. Если раньше представители финансовых структур, выдававших кредиты на покупку машин, чуть ли не упрашивали заемщиков вернуть денежные средства, то сейчас ситуация стала потихоньку накаляться, поскольку общий процент невозвратов по банковским кредитам, по некоторым данным, приблизился к критическим 10%.
В сложившейся ситуации банки вынуждены переходить к более активным действиям, а в случае затягивания неплатежей передают своих клиентов коллекторским агентствам. Между тем, по мнению экспертов, банки будут максимально избегать крайних мер как минимум по двум причинам: первая – то, что скандалы по жесткому варианту возврата кредитов сослужат службу «черного PR», а вторая кроется в том, что государство крайне не заинтересовано в накале социальной обстановки.
В банковских пресс-службах крайне неохотно говорили по данной теме. Конкретных данных и схем возврата автомобилей, которые выкупали в свое время в кредит, так и не удалось добиться. Эксперты видят развитие данной ситуации в нескольких разных вариантах. Сперва нужно отметить, что в список банков, которые заинтересованы в возврате своих средств, попадают практически все структуры, которые активно финансировали автолюбителей до наступления кризиса. «До кризиса продажи в кредит в зависимости от модели, марки, региона могли достигать 70%, причем большая часть таких покупок приходилась на экспресс-кредиты, – отмечает управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Денис Петрунин. – Сейчас же, по нашим данным, при помощи кредитования покупается от 13 до 17% машин». По его мнению, процесс отбирания банками кредитных машин еще далеко не вступил в активную фазу.
Как считают автомобильные эксперты, должник, лишившийся постоянного финансового дохода, либо сам предлагает банку забрать его автомобиль, либо же соглашается на это под давлением банковских сотрудников, а в крайних случаях – представителей коллекторских агентств. Далее, как правило, автомобиль передается компании, которая специализируется на продаже подержанных машин. В то же время не исключаются и другие варианты, например, вывешивается объявление на внутреннем корпоративном сайте банка о продаже подобного автомобиля по привлекательной цене. Как полагает Денис Петрунин, ряд банков не захотят отдавать посреднику часть вырученных денег за продажу подержанного автомобиля и поэтому будут искать самостоятельные пути, в том числе и через специализированные автомобильные сайты.
Однако с этим мнением не соглашается генеральный директор «Ауди Центра Таганка» Владимир Моженков. «Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, банкир должен заниматься банковским делом, а не продавать автомобили, – замечает он. – Точно так же, как и не дело автомобильным дилерам развивать банковскую деятельность. Поэтому если к нам обратится банк с просьбой продать подержанный автомобиль, то мы возьмем его на реализацию, поскольку давно и успешно специализируемся на продаже б/у автомобилей. Так, три года назад, когда Сбербанк менял свой парк, мы выкупили у него более 100 машин, после чего провели предпродажную подготовку и успешно их реализовали. Помимо Сбербанка к нам с подобными просьбами обращались и представители других банков. Так что мы открыты для сотрудничества в области продажи подержанных автомобилей, но что касается реализации кредитных автомобилей, то пока таких предложений к нам не поступало».
По мнению участников рынка, единая схема отбирания машин, купленных в кредит, и их последующей реализации на данный момент не сформирована, поскольку каждый банк идет по своему пути и пытается изобрести свой велосипед, минимизируя возможные убытки. Часть финансовых игроков до последнего момента пытаются уговорить кредитора выплачивать хотя бы часть ежемесячных платежей, не желая проходить через громкие судебные разбирательства и всевозможные скандалы, которые могут нанести вред имиджу банка. Как заявил Денис Петрунин, государство сильно заинтересовано в том, чтобы в стране не повышалась социальная напряженность, поэтому банкиров за излишнее рвение никто не похвалит. С другой стороны, растет невозврат кредитов, что вынуждает финансистов предпринимать все более решительные шаги в этом направлении и жертвовать имиджевой составляющей.