Волонтеры-зоозащитники заперли руководителя томского фонда помощи диким животным «Тотем» внутри помещения на несколько дней. Об этом корреспондент Tomsk.ru узнал сегодня, приехав в центр «Тотем», который располагается по адресу переулок Шегарский, 85.
Все контактные телефоны центра помощи диким животным отключены, железная дверь помещения, где располагается «Тотем», закрыта, на стуки никто не отвечает. Перед входом в помещения кто-то из посетителей, отчаявшись попасть внутрь, оставил мешок, сладости и овощи прямо перед входом в помещение. По словам Елены, помощника администратора сауны, которая соседствует с помещением «Тотема», двери центра закрыты от посетителей вот уже два дня и открываются только тогда, когда приходят волонтеры-зоозащитники: раз или два в день.
Причем, как рассказала Елена, руководителя центра, который и так постоянно живет в «Тотеме», волонтеры на эти два дня заперли внутри помещения, лишив возможности выходить на улицу. Причем, по словам женщины, такое происходит уже не в первый раз, чаще всего с согласия самого мужчины, и, когда через несколько дней здоровье мужчины приходит в норму, он снова приступает к работе.
«Выйти не может, да. Да он сам согласился. Животных кормят волонтеры. Если что-то случится, он может постучаться в смежную с нашим помещением дверь. Ее, конечно, вскрывать придется, но что уж тут», — рассказала женщина.
Напомним, в «Тотеме» содержатся около 200 различных животных, в том числе и такие крупные, как медведь, пума и леопард. Приют был создан силами томской зоозащитницы Марии Вторушиной, которая в течение нескольких лет собирала раненых или пострадавших от жестокого обращения диких животных. Вместе с Марией, врачом-ветеринаром, в приюте работали волонтеры, ветеринары, в том числе и ее муж Евгений Шворнев. Летом 2015 года, когда Мария Вторушина умерла от инсульта, «Тотем» возглавил супруг основательницы. Практически сразу после смерти Марии у «Тотема» начались финансовые проблемы, а в коллективе возникли разногласия. Так, волонтеры и сотрудники «Тотема» неоднократно обвиняли Евгения Шворнева в том, что он недостаточно хорошо заботится о животных, не ведет финансовую отчетность и накапливает долги. В смерти енота Фионы, символа ТГУ, бывшие сотрудники «Тотема» также обвинили Евгения: по словам волонтеров, Фионе не была вовремя оказана медицинская помощь. В 2016 году зоозащитники подавали в областную администрацию обращение с просьбой обратить внимание на работу «Тотема» и поспособствовать тому, чтобы зоопарк был закрыт. Однако никаких законных оснований для закрытия «Тотема» не было найдено.
За почти два года с момента смерти основательницы центра руководство «Тотема» не раз обращалось к жителям Томска с просьбой о финансовой помощи: на аренду, еду для животных и оплату услуг специалистов-ветеринаров, новые вольеры. Финансово «Тотему» однажды помогла и дума города, выделив 100 000 на оплату аренды.
За последние несколько дней конфликт между руководителем приюта «Тотем» Евгением Шворневым и бывшими сотрудниками центра помощи диким животных, похоже, вышел на финальную стадию. Евгений Шворнев был удален из списка администраторов на странице приюта в соцсети «ВКонтакте», а в ленте новостей «Тотема» появилось множество сообщений от экс-волонтера Ольги Березиной. По информации зоозащитников, Евгений Шворнев накопил долг за аренду помещения уже больше 300 тысяч, плохо заботится о животных, а 23 февраля волонтерам, обеспокоенным тем, что в центр помощи никто не заходил уже два дня и не выходил оттуда столько же, пришлось через соседнее помещение проникать в помещение «Тотема».
С конца февраля зоозащитники ведут переговоры с владельцами аналогичных центров помощи о том, чтобы передать им на содержание диких животных, и даже достигли определенных договоренностей в этом плане. При этом волонтеры по-прежнему собирают деньги для «Тотема», только теперь в качестве потенциального получателя денежных средств указан Юрий Богатырев, один из членов группы зоозащитников. По словам волонтеров, деньги собирают для того, чтобы погасить долг за аренду, а также на перевозку животных в другие регионы.
«Отдаем тем, кто изъявил готовность зверей принять, в те центры, которые знаю лично и в которых уверена. Итак: к Даллакяну в Челябинск отправятся пума, леопард, из мелких — барсук, носуха, лис Тузик и рептилии все. «Велес» в Санкт-Петербурге забирает медведицу Маню. Иркутская зоогалерея готова принять всех остальных. Птицы едут в Новосибирск. Что касается домашних животных (козы, мини пиги, кролики, домашняя птица), они могут быть отданы в частные руки, но с условием содержания, а не на убой», — написала Ольга Березина на странице «Тотема».