Сегодня агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам Российской Федерации — со "Стабильного" на "Негативный". Вместе с тем была понижена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков — с "А-" до "ВВВ+".
"Пересмотр прогноза отражает вероятность понижения рейтинга, если затраты российского правительства на оказание поддержки банкам увеличатся в условиях возрастающего оттока капитала, поскольку доверие к финансовой системе и монетарной политике снижается, — отметил кредитный аналитик Standard & Poor’s Фрэнклин Гилл. — Сейчас трудно определить, как в конечном итоге поддержка, оказываемая банковской системе, повлияет на бюджетные показатели государства, не в последнюю очередь — из-за неопределенности в отношении качества активов финансовых институтов".
В целом Российская Федерация зарезервировала средства бюджета и резервных фондов в размере до 15% ВВП в целях поддержания ликвидности ведущих госбанков для предоставления межбанковских кредитов финансовым институтам с меньшим капиталом. Эта цифра включает субординированное кредитование, операции РЕПО, осуществляемые Центральным банком Российской Федерации, 50 млрд долл. кредитных линий Центрального банка, предоставленных государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ВЭБ: ВВВ+/CreditWatch Негативный/А-2) для рефинансирования внешних кредитов компаний и банков, и 5 млрд долл. дополнительного капитала для ВЭБ с целью оказания помощи ряду банков 2-го и 3-го уровня, у которых наблюдается кризис с ликвидностью. Вероятна и дальнейшая рекапитализация проблемных финансовых институтов. Кроме того, решение использовать более рискованную стратегию управления активами Фонда национального благосостояния может исказить первоначальную задачу по использованию средств Фонда на рекапитализацию пенсионной системы.
Standard & Poor’s ожидает роста дефолтов в корпоративном и финансовом секторе, поскольку доступ должников к государственным источникам ресурсов будет различаться. Остается и неопределенность относительно того, как правительство будет реагировать на замедление экономического роста и будет ли нынешняя концентрация финансовой системы в руках государства временной или постоянной. Бюджетные и международные резервы останутся на сравнительно высоком уровне в 4,6% и 15,6% ВВП (оценка) соответственно на конец 2009 г. Политическое давление на руководство страны в отношении использования резервов будет нарастать, если замедление роста будет ниже 3% ВВП на протяжении 2009 г.
Начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев считает, что российское правительство начинает задействовать свои резервы и резервы Банка России для поддержки банковской системы и ведущих компаний. Данная политика отвечает требованиям макроэкономической и социальной стабильности, а также экономической безопасности. Сокращение финансовых резервов властей нашло отражение в решение S&P, которое всегда было достаточно консервативно в оценках России, отмечает эксперт. Возможно, в ближайшее время S&P пересмотрит и ряд корпоративных рейтингов. Драматизировать ситуацию не стоит, особенно в условиях, когда внешнее кредитное окно фактически закрыто. Основным риском для России в текущей ситуации являются цены на нефть. По словам Разуваева, именно их динамика определяет привлекательность российских активов, макроэкономические индикаторы и доходы бюджета.
"Прогноз "Негативный" по суверенным кредитным рейтингам Российской Федерации отражает вероятность понижения рейтингов, если затраты правительства на поддержку финансовой системы возрастут и увеличатся соответствующие негативные последствия для перспектив долгосрочного роста, что отчасти связано с оттоком капитала и уменьшением доверия к монетарной политике, — пояснил г-н Гилл. — Ситуация может еще более осложниться в связи с быстрым ухудшением условий торговли в стране в условиях снижения международных резервов. Прогноз "Негативный" также отражает возрастающую возможность того, что в 2009 г. начнется движение в сторону бюджетного дефицита, что прямо противоположно прежней ситуации устойчивого снижения долга российского правительства".