Источник фото: Оксана Луговая/Tomsk.ru; Валентина Зарубина
Фоторепортажи

Исследователь: репрессированных высаживали на пустые берега Васюгана

20:01 / 30.10.16
10712
Мы в социальных сетях:

Об этом Tomsk.ru рассказала руководитель проекта «Прощение и память» Валентина Зарубина. В течение нескольких лет она вместе с учениками каргасокской школы исследовала берега реки Васюган и ее притоков в Каргасокском районе в поисках брошенных поселков репрессированных ссыльных. По материалам экспедиций ее участники выпустили книгу «Реки печали». Презентация ее второго издания прошла в пятницу в библиотеке «Сибирской» и была приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий.

Исследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега Васюгана

«Я сама из семьи репрессированных. Репрессированы были мои дедушка и бабушка, когда мне было 2,5 года, врагом народа признали моего отца, а мой прадед был расстрелян в Колпашеве«, — рассказала Валентина Зарубина.

Она пояснила, что самых неблагонадежных ссылали в Каргасокский и Чаинский районы, а остальных — в Колпашевский. По ее словам, само создание Каргасокского района связано с репрессиями.

«Значительная часть населенных пунктов, которые существовали до недавнего времени, связаны с репрессиями. Также был новый район — Васюганский, который тоже был из-за репрессий. Протяженность реки Васюган — более тысячи километров, репрессированных высаживали через каждые пять километров просто на берег, и неважно, что там — болото или гора. Там они сами основывали поселки, и давали им имена своей родины. Есть, например, поселок Большая Грива, его основали ссыльные из Омска. Какие-то населенные пункты выдержали время, какие-то — нет. Сейчас  их по пальцам можно пересчитать», — рассказала Валентина Зарубина.

Исследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега Васюгана

Она пояснила, что ссыльным было очень тяжело на новом месте не только из-за отсутствия условий. Вдоль Васюгана жили ханты и селькупы, которым сказали, что эти люди — опасные преступники.

«Ханты этих людей отсреливали, если они шли за пропитанием – женщины, дети неважно. Так было поначалу. С этим связан исход хантов из нашего района, они уехали в Ханты-Мансийск. Они не выдержали наплыва ссыльных и частично уехали. А те, кто поняли и смирились, нашли общий язык, и помогали. Многие ханты и селькупы тех переселенцев вспоминают добрым словом», — говорит руководитель проекта.

По ее словам, книга «Реки памяти» — это сборник воспоминаний, устные истории.

«Это рассказ о нашей экспедиции «Прощение и память». Она была муниципальная, нас финансировал район — тогда его главой был нынешний замгубернатора Анатолий Рожков. И мы шли по тем местам, собирали воспоминания людей. Прощения мы просили у своих дедов. Мы просили прощения у дедушек и бабушек за то, что не знали той доли, которой они жили. Бабушки и дедушки и сейчас живут, которые собирали в лесу сухостой печку протопить», — рассказала Валентина Зарубина.

Участники экспедиции — учителя и школьники. Выезжая на места поселений, они с помощью местных жителей устанавливали там памятные кресты.

Исследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега Васюгана Томск новости

«Конечно, устанавливали не везде, потому что это невозможно из-за протяженности маршрута и малодоступности некоторых исчезнувших поселков. По берегам Васюгана стоят поминальные кресты, а в каких-то поселках — камни скорби. Это нейтрально, чтобы не сеять религиозную роль. Что именно будет установлено, решало население. Ставили кресты большей частью не мы, а население, потому что это под силу было только мужчинам. Устанавливали их так, чтобы было видно с реки. Всего было установлено общими силами около 45 поминальных крестов, и сейчас эта наша традиция поддерживается. На Васюгане есть крест, который установил учитель, приехавший из Омской области. Два года назад на реке приезжали трое мужчин из Новосибирска и поставили крест, проводили службы», — пояснила руководитель экспедиции.

Она добавила, что самым необычным памятником стал локомобиль — большая печь, которую топили большими чурками, и она давала электричество. Его нашли в деревне Красноярке нефтяники и восстановили.  

Исследователь: репрессированных высаживали на пустые берега Васюгана

Книга «Реки памяти» в нескольких экземплярах находится в библиотеке «Сибирская» по улице Колхозной, 9. 

Исследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега ВасюганаИсследователь: репрессированных высаживали на пустые берега Васюгана