Российские власти предложили финансово поощрять автомобилистов, сдающих старые машины на утилизацию. Министерство природных ресурсов уже разработало соответствующий законопроект, согласно которому гражданам, отправившим автомобиль на переработку, предлагается выплачивать 50 тысяч рублей.
По данным МВД, на сегодняшний день в России насчитывается свыше 20 миллионов автомобилей старше десяти лет. Авторы новации апеллируют к мировому опыту – во многих странах автовладельцы финансово выигрывают от сдачи в утиль своих «железных коней».
Ожидается, что признать автомобиль негодным станет гораздо проще, а снятие с учета в ГИБДД будет носить уведомительный характер. Сама утилизация станет соответствовать международным правилам – с авто снимают колеса, выливают все жидкости и пускают под пресс. При этом органы местного самоуправления смогут принимать решение о бесхозности транспортных средств.
Однако, есть и свое «но». Премировать автовладельцев собираются только в случае покупки нового отечественного автомобиля. Таким образом, заботиться будут не только об экологии, но и об отечественном автопроме, на поддержание которого в последнее время было направленно немало сил.
Между тем, эксперты неоднозначно отнеслись к идее – многие из них полагают, что в России нововведение просто не приживется. В Минпромторге говорят, что идея еще слабо проработана в деталях. За основу решили взять немецкий опыт. В Германии после введения соответствующих поправок количество старых авто существенно уменьшилось. Более того, во всех странах уровень продаж новых машин падает, а в Германии в мае он вырос на 40 %. Правда, там и премии гораздо выше – 2,5 тысячи евро. Сегодня подобные правила действуют также во Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. При этом самые высокие расценки в Италии – 5 тысяч евро.
В России число брошенных машин не берется подсчитать никто. По мнению чиновников, главная проблема заключается в том, что действующее российское законодательство не обязывает владельцев утилизировать отслуживший транспорт. Как заявили в томской компании по утилизации «Вторчермет», с просьбами разобрать списанный транспорт к ним обращаются, как правило, лишь крупные компании и государственные и муниципальные службы. Чтобы простимулировать автовладельцев не только «пряником», но и «кнутом», авторы проекта планируют усилить ответственность за выкидывание бесхозных или вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, вплоть до штрафов.
По расчетам экспертов, для создания полноценной инфраструктуры по утилизации авто нашей стране необходимо инвестировать в отрасль около 30 миллиардов рублей. В качестве варианта рассматривается вопрос о включении стоимости утилизации в цену новых автомобилей отечественного производства.
Редакция новостей tomsk.ru