Авторские материалы

Приехали…

19:30 / 31.03.16
17461
Мы в социальных сетях:

Итак, сегодня в мэрии Томска была поставлена почти что окончательная точка в теме про новую маршрутную сеть. Какого компромисса удалось добиться властям и перевозчикам после многократных переговоров — об этом в репортаже собкора Tomsk.ru.

«Огромная работа проведена, и я считаю, что она для пользы была, — начал заседание мэр Томска Иван Кляйн. — Мы провели огромное количество встреч с населением, с перевозчиками. В итоге родилось некое компромиссное решение, в котором незначительно, но все же схема видоизменилась. Убраны некоторые маршруты, в частности — маршрут № 5 у трамвая, № 5 и 8 у троллейбуса, № 17, 18, 28 у автобусов… Теперь хочется, чтобы население получило качественную услугу по перевозке, и чтобы мы наконец-то мы прекратили обвинять друг друга: «это не так», «этого мы делать не будем», «не умеете управлять» и так далее».

Впрочем, пока у представителей маршрутного бизнеса еще есть право высказаться — о том, какие они видят проблемы, кого что не устраивает в стандартах качества и условиях муниципального контракта, проекты которых разосланы перевозчикам. Все свои предложения и замечания они должны в письменном виде представить не позднее 7 апреля — с тем чтобы 8 числа новую маршрутную схему окончательно рассмотрела транспортная комиссия и впоследствии утвердила администрация. На ее основе специалисты вернутся еще раз к обоснованию цены контрактов и с учетом измененной маршрутной сети просчитают стоимость всех необходимых мероприятий. Произойти это должно до 15 апреля, а с 25 числа в Томске начнутся конкурсные процедуры — с соответствующими уведомлениями. Напомним, за 180 дней, как положено по законодательству, власти обязаны уведомить всех перевозчиков о предстоящем закрытии маршрута. Через эти самые 180 дней маршрутная сеть города начнет обновляться.  

«220-й закон вышел в июле 2015 года, — напомнила собравшимся предысторию сегодняшнего действа руководитель городского комитета по транспорту Ольга Свахина. — В соответствии с ним существенно меняется процедура организации и управления пассажирскими перевозками. В частности, в течение месяца с момента публикации закона перевозчикам необходимо было представить в администрацию сведения о себе — чтобы попасть в реестр перевозчиков. А попасть туда могли те, у кого был действующий договор с администрацией. Затем до конца 2015 года часть перевозчиков — в том случае, если они работают на одном маршруте в количестве трех и более — должны были объединиться. 11 января 2016 года был опубликован реестр, утвержденный постановлением администрации Томска. В нем оказался 41 предприниматель — где-то ИП, где-то ООО, где-то товарищество».

Всем предпринимателям, которые останутся в новой маршрутной схеме, предстоит соблюдать стандарты качества пассажироперевозок, о которых уже говорилось. Эти требования станут основой муниципального контракта. В их числе — требования к транспортному средству, в частности, — к его возрасту, который должен быть не более десяти лет. Обеспечивать это перевозчик должен будет в течение всего срока действия контракта. Соответственно, предусматривается ежегодная процедура обновления подвижного состава. Предусмотрены требования и к экипировке автобуса, и к температурному режиму, и к стажу и внешнему виду водителя и кондуктора, и к порядку объявления остановок и порядку высадки и посадки пассажиров. Обязательны наличие в автобусе системы ГЛОНАСС и передача данных в муниципальный центр контроля пассажироперевозок. Еще одно из требований к подвижному составу — чтобы на маршруте работало не менее одного низкопольного автобуса. Для них будет составлен и согласован с управлением соцзащиты особый график движения — удобный для людей с ограниченными возможностями здоровья.

«Победителем будет признан тот, кто предложит наилучшие условия. В данном случае это ценовые и неценовые характеристики, то есть предложения по оказанию услуг. Помимо документов, надо будет представить платежное поручение либо банковские гарантии на начальную (максимальную) цену контракта. Пугаться этого не надо: не думаю, что там суммы будут большими, но, тем не менее, эти документы должны быть. Окончание приема заявок намечено примерно на начало мая, а рассмотрение заявок — примерно на 23 мая. Каждый маршрут будет торговаться индивидуально. Если придет один участники, и все документы будут правильно поданы, аукцион будет признан несостоявшимся, но с этим перевозчиком контракт будет заключен», — рассказал перевозчикам о нюансах проведения торгов специалист администрации.

***

«220-й ФЗ появился в тяжелые экономические времена, а нам теперь приходится переходить на новые рельсы. Разработчики сами признают, что закон сырой, — вступил в диалог с чиновниками председатель совета директоров некоммерческого партнерства «Транспортное управление» и перевозчик, обслуживающий 60-й маршрут, Александр Ткачук. — Некоторые изменения в этот закон, конечно, будут вноситься — это уже решено, и из регионов продолжают поступать замечания и дополнения, потому что многое не учтено. Наш город очень сильно страдает от него. Ведь каким бы закон не был — глупым или умным, плохим или хорошим — выполнять его надо. А он не учитывает специфику Томска! Так, например, часть маршрутов могут вообще выпасть из сети, если не будут своевременно приняты новые условия.

Дело в том, что в законе есть понятия «граница города» и «муниципальный маршрут», но нет понятия «межмуниципальный смежный маршрут». И вот если маршрут хоть одним колесом, хоть на один метр выходит за границы муниципального образования, он тут же исключается из реестра и попадает в подчинение области как межмуниципальный маршрут. А у нас ведь есть присоединенные территории: Тимирязево, Дзержинское, Лоскутово, Светлый. Ежедневно оттуда ездят в город 18 тысяч человек. Но дороги у нас так устроены, что когда автобусы обслуживают этих жителей муниципалитета, они волей-неволей выходят на территорию Томского района, то есть другого муниципалитета. А это по 220-му закону недопустимо. И кладбище городское расположено в Воронино, которое находится в Томском районе, — а туда ходит муниципальный маршрут № 24. И мичуринские участки тоже есть в Томском районе. Если эти перевозки отойдут областным властям — а им это тоже не особо-то нужно — город может потерять контроль над частью маршрутов, которые перевозят жителей Томска».

Эту проблему муниципальные власти после длительного обсуждения договорились решать сразу по нескольким фронтам: вынести на городскую и областную думы, озвучить губернатору и, возможно, выйти с инициативой в Госдуму — чтобы та внесла в закон понятие «межмуниципальный смежный маршрут».

«Теперь к вопросу о стандартах, — продолжил Ткачук. — Конечно, тема хорошая: мы живем в 21-м веке, надо обслуживать население на должном уровне. Была бы возможность — мы купили бы импортную технику и обеспечили качество. Но не надо забывать еще и о качестве дорог, по которым будет ходить этот транспорт. Они пришли в негодность. Ямы, выбоины способствуют аварийности — транспорту приходится маневрировать. Дороги узкие, не приспособлены под новый широкий транспорт. В общем, надо чтобы они соответствовали. И еще надо учитывать, что покупка нового транспорта скажется на стоимости проезда. Надо чтобы у нас не получилась слишком дорогие билеты для пассажиров.

Ну и вообще абсурд, конечно, если перевозчик будет платить деньги за то чтобы работать. Надо рассчитать так: чтобы перевозчик получил прибыль, а потом уже купил новое транспортное средство, форму единую для водителей и кондукторов. Все должно быть экономически выгодным и сбалансированным. И надо, чтобы мы могли понимать, что будет со стандартами качества через пять-шесть лет при ухудшении или улучшении экономической ситуации.

Еще важный момент — 220-й закон не смотрит на прежние заслуги перевозчика. Проводя аукционы, надо сделать так, чтобы опытные заслуженные перевозчики не оказались уничтожены и на их место по демпингованным ценам не пришли новые компании, которые выполнить заказ не смогут, — чтобы не допустить транспортного коллапса».

О том, что не все так гладко и хорошо, как прозвучало из уст властей, говорили и другие предприниматели — в частности, представители перевозчиков по маршрутам № 26, 31 и 4: «Тарифы у нас все последние годы были занижены — по расчетам они должны быть совершенно другие. На протяжении 20-ти лет тарифная политика была именно политикой, а не экономикой. Двойной тариф, по которому мы работали в течение всего времени, по самым скромным подсчетам, за последние десять лет принес по миллиону рублей убытков на каждую единицу подвижного состава. Это деньги, которые мы не дополучили. А миллион рублей — это новый автобус. А новый автобус — это и безопасность, и культура, и все остальное. Тем не менее, транспорт ходит, аварийность у нас по сравнению с другими сибирскими городами самая низкая, особых нареканий от пассажиров нет. Хотелось бы, чтобы у каждого присутствующего была уверенность что люди, отдавшие отрасли 20 лет, могли и дальше работать. А такой уверенности нет. Понятно, что должны быть стандарты качества, проект контракта, условия конкурса. Но они подразумевают, что в аукционе может принять участие любой желающий. Это могут быть люди, пришедшие с определенными суммами и определенными характеристиками подвижного состава. А мы — учитывая что в течение долгого времени выполняли муниципальный контракт и работали, чтобы создать все условия для пассажиров, но не для перевозчиков — имеем подвижной состав в том виде и состоянии, в каком есть. Это сказываются условия, в которых мы работали. Надо как-то предусмотреть эти моменты», — обратились предприниматели к градоначальнику.

Но Иван Кляйн умерил скептический пыл собеседников — где-то заверив, что для него нет оснований, где-то — пойдя перевозчикам навстречу.

«Нет у нас намерений здесь сидящих убрать, разорить. Все эти разговоры про то, что кто-то придет… Да кто к нам придет с такой емкостью рынка? Москвичи — да не нужны мы им. Красноярск — у них там сегодня своя битва. Конечно, надо предусмотреть инфляционную составляющую. Всем тяжело, но эти процессы идут, никуда от этого не денешься. Поэтому мы вам гарантируем, что будет ежегодное повышение тарифа. А про обновление парка — прописано, что его надо производить на уровне 10-15 % ежегодно. Мы же прекрасно понимаем, что не у каждого есть возможность взять и сразу все поменять. Мы ставим приемлемые условия. 

Про лоты — тут было ранее сказано, что будет так: один лот — один маршрут. Но ведь что греха таить — у нас есть очень выгодные, есть средненькие, а есть не очень выгодные маршруты. Как тут быть? Отторгуем очень выгодные, а кто пойдет на другие?».

И чиновники с мэром тут же согласились: можно объединить несколько маршрутов в один лот.  

***

Впрочем, был и вопрос, по поводу которого мэр остался непреклонен.

«Из 500 перевозчиков у нас появилось по 220-му закону 41. Где-то на линии один перевозчик где-то два-три, объединенных в товарищества. Таких товариществ девять. И сейчас они по условиям федерального закона не могут участвовать в торгах. Им остается жить только до изменения транспортной схемы. А вот если бы были нерегулируемые тарифы для таких перевозчиков, им бы не пришлось участвовать в конкурсе, чтобы работать, — они бы и без конкурсов остались. Но они не стали бы задирать цены, потому что будут еще несколько перевозчиков с регулируемыми тарифами, и люди к ним уйдут…», — начали было маршрутчики.

Но не вышло.

«Мужики. Каждый из вашего пула может выйти из товарищества, стать ИП и идти на торги. Не надо нам голову морочить — вы лучше нас знаете, как обойти эти условия. Или это для того, чтобы отстоять нерегулируемые тарифы? Не будет этого, вам уже сказали!», — парировал Кляйн.

В итоге, хоть представители маршрутного бизнеса и пытались еще пожалиться, что «такие важные документы принимаются в спешке», власти не стали в очередной раз заменять многоточием уже почти готовую точку в этой транспортной истории.