Авторские материалы

Томск будущего или «ох, уж эти сказки»?

18:00 / 18.02.16
12775
Мы в социальных сетях:

Сегодня, 18 февраля, в городской думе прошли публичные слушания на тему внесения изменений в Cтратегию социально-экономического развития Томска до 2020 года с перспективой на 2030 год. Всего на слушаниях присутствовало 67 человек, среди которых были депутаты, представители бизнеса, общественных организаций вузов города и студенты. Основным докладчиком выступила заместитель мэра по экономическому развитию и инновациям Елена Лазичева.

В своем докладе заммэра подробно рассказала о том, в каких направлениях будет развиваться город в ближайшие 15 лет, какие цели ставят перед собой власти, и чего стоит ждать населению. Однако, по мнению молодежи, представителей общественности и депутатов, преследуя глобальные цели, муниципальная исполнительная власть забывает о мелких проблемах, которые годами беспокоят рядовых томичей. Итак, коротко о том, как преобразится Томск к 2030 году.

Кризис коммунальщиков и транспортный коллапс

Согласно обновленной стратегии развития «умного города», доля площади территории Томска, на которую подготовлены проекты планировки, составит 40 % в 2017 году и 75 % в 2030 году. В городе появятся новые микрорайоны, еще больше томских семей получат возможность приобрести свое жилье. К слову, по самым скромным подсчетам представителей администрации к 2030 году численность населения Томска составит 723 тысячи человек.

Однако, согласно все той же обновленной стратегии развития, модернизация и развитие инженерной инфраструктуры, нуждающейся в замене, будет оставаться, мягко говоря, в плачевном состоянии. Так, согласно подсчетам городской администрации, к 2017 году водопроводные сети будут изношены на 91 %, система водоотведения — на 70,5 %, электросети — на 56 %, теплосети — на 77 % и ливневая канализация — на 96 %. К 2030 году ситуация практически не изменится.

«Администрация предлагает заложить достаточно серьезный рост населения, мы это всячески поддерживаем, наш город должен расти. Однако проблемы инфраструктуры и ее загрузки в этом случае будут занимать ключевой характер. Если мы увеличиваем население на 20 % и не делаем ничего с сетями, то по сути дела при росте промышленного производства, при росте населения мы просто перегружаем наши сети, которые и так изношены», — высказал свое мнение депутат городской думы Владимир Самокиш.

Еще более остро встает вопрос с развитием дорожной сети города. По данным городской администрации, к 2030 году протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием вырастет всего на 4 %.

«Если мы сейчас не очень амбициозно закладываем себе цель, говоря, что за 15 лет протяженность дорог с твердым покрытием возрастет только на 4 %, а население вырастет на 20 %, то коэффициент автомобилизации, по самым скромным подсчетам, вырастет на такую же величину. Более того, к 2030 году мы зачем-то планируем уплотнение транспортного потока в два раза. Сколько машин у нас сегодня на улицах? В 2030 году будет в два раза больше при тех коммуникациях, которые сейчас заложены в стратегии», — акцентировал внимание на проблеме Владимир Самокиш.

К слову, в приоритетах развития и улучшения дорожной сети города стоит перенаправление потоков грузового и общественного транспорта, снижение аварийности на дорогах, увеличение оснащенности улично-дорожной сети освещением, и это хорошо. Но вот вопросы с пробками на степановском и мокрушинском переездах так и затерялись в глобальных планах администрации.

Инновации в медицине и недельные очереди

Перейдем к вопросу здравоохранения. Стратегия содержит восемь проектов по развитию инфраструктуры здравоохранения муниципального образования «Город Томск». Это строительство Детского медицинского реабилитационного центра, Центра позитронно-эмиссионной томографии, хирургического корпуса на 120 коек с поликлиникой областного онкодиспансера, детской инфекционной больницы по улице Ивана Черных, пристройки приемного покоя для больницы скорой медицинской помощи, клинико-диагностического корпуса НИИ кардиологии. Также предусмотрены создание медицинского холдинга на базе ОКБ и реконструкция радиологического отделения для размещения онкологических больных Томского областного онкологического диспансера.

Все проекты включены в Стратегию развития Томской области, их финансирование также будет осуществляться из регионального бюджета, но так как все они будут реализованы на территории города, то они нашли свое отражение в Стратегии развития Томска.

«За два года очередь в поликлиниках и больницах увеличилась в пять раз. Раньше человек пришел записаться на прием, его приняли чрез три дня. Сейчас это 15 дней. Ввели автоматизацию, компьютеризацию — все хорошо, но вот такой результат», — заострил внимание на проблеме председатель городского совета старейшин Анатолий Чемерис.

Однако с увеличением численности населения и появлением новых жилых микрорайонов городская администрация не может повлиять на строительство и открытие новых поликлиник или на качество предоставляемых медицинских услуг в городе.

«Медицина уже несколько лет не является полномочием органов местного самоуправления, а является полномочием региональных властей», — пояснила заместитель мэра по экономическому развитию и инновациям Елена Лазичева.

«Кузница кадров» осталась без кадров

Проводя анализ сильных и слабых сторон развития Томска, городская администрация отметила, что негласный статус «Сибирских Афин» — это прекрасная возможность для привлечения студентов не только со всей России, но и из заграницы. Таким образом, по мнению властей, томские вузы — это прекрасная возможность для привлечения в город лучших умов страны и мира, создания инновационных разработок и предприятий. Однако молодежь города с такой позицией не согласилась.

«В стратегии развития города меня как студентку заинтересовал анализ сильных сторон. Хотела бы уделить внимание формированию образовательного кластера, названного в стратегии, как сильная сторона города. На мой взгляд, он может быть сильным и перспективным только тогда, когда есть четкое взаимодействие университетов, органов местного самоуправления и сектора реальной экономики. На данный момент я вижу одну основную проблему: Томск — это кадровый резерв для всей страны. В масштабах государства это однозначный плюс, а вот в масштабах нашего города — это безусловный минус, — поделилась со слушателями ответственный секретарь молодежного парламента Томской области Дарья Козырева. — Мы формируем кадры для страны, и по итогу в городе не остается никого. Томск находится в постоянном наплыве кадровых резервов из числа студентов, между тем, наши предприятия ощущают острую нехватку технических специалистов, например, инженеров».

Девушка предложила вариант решения данной проблемы, которое бы устроило всех: и вузы, и местную власть, и предприятия города.

«Решением данной проблемы должен стать механизм, который будет способствовать открытому диалогу реального сектора экономики с университетами. Таким механизмом могут стать внебюджетные факультеты, которые заключают договор с непосредственным заказчиком. Мы сможем популяризировать специальности, сможем гарантировать трудоустройство выпускника и прекратить утечку кадров из города», — подытожила Дарья Козырева.

О сиротах говорить непрофессионально

В стратегии развития «умного города» до 2020 года с перспективой до 2030 года ни слова не упоминается о программах работы с детьми-сиротами или о создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Почему? Администрация города посчитала непрофессиональным включать этот пункт.

«Во время обсуждений звучала тема заботы о детях-сиротах. Никто не спорит, не отрицает, что тема суперважная, но это не является полномочиями органов местного самоуправления, поэтому было бы непрофессионально такие вещи включать в нашу стратегию», — пояснила заммэра по экономическому развитию и инновациям Елена Лазичева.

А вот почему профессионально включать в стратегию развития мероприятия здравоохранения, которые тоже не являются компетенцией городских властей и которые полностью будут реализованы за счет бюджета региона, не понятно. Видимо, если дети-сироты не повышают общий уровень благосостояния, то о них лучше умолчать.

С подобной позицией властей оказались не согласны и некоторые городские депутаты.

«В стратегии развития никоим образом не учтены вопросы социального сиротства и доступности городской среды. Все аргументы, связанные с тем, что это «не по полномочиям», я принять не могу, поскольку в стратегии сегодня содержится колоссальное количество показателей, которые не связаны с муниципальными полномочиями, — высказался депутат городской думы Владимир Самокиш. — Поэтому говорить о том, что социальное сиротство — это не наше, доступная городская среда для людей с ограниченными возможностями здоровья — это не наше, я считаю недопустимым для нас с точки зрения амбициозных целей. Поэтому буду за эти показатели биться и бороться».

Каков итог

Не стоит думать, что стратегия развития столицы региона оказалась полностью несостоятельной. Многие позиции в ней имеют большое социальное и экономическое значение.

Так, например, в городе планируются строительство новых и реставрация старых зданий школ, увеличение количества общественных пространств, увеличение озеленения города, обновление основных фондов производственных предприятий, снижение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни.

По итогам публичных слушаний присутствующие проголосовали за принятие изменений в Стратегию развития Томска с учетом всех предложения и замечаний.

Валентина Бейкова