Авторские материалы

Уроки речи: итоговое занятие

21:30 / 23.12.15
7732
Мы в социальных сетях:

В цикле занятий «Уроки речи» вы научились день ото дня с легкостью пробуждать свой организм утром полезными для вашей речи способами. Вы узнали, как укреплять уверенность в своих силах, чтобы справиться с любой самой сложной ситуацией общения, особенно если она застала вас врасплох ранним утром, вскоре после того как вы подняли вашу голову с подушки. Как сделать занятия речью максимально эффективными? Как не потерять эффект от упражнений, сделав изменения частью своего ежедневного общения? Ответы на эти вопросы знает Константин Орищенко, тренер по голосу и речи, известный «тренер голоса». Он помогает людям по всей стране, устраняя проблемы с голосом и речью как врожденные, так и приобретенные.

Здравствуйте, уважаемые Томичи! Я написал для вас уроки речи, чтобы помочь вам говорить легко и без усталости каждый день. В этой серии публикаций мы с вами прошли десять еженедельных занятий. И в этой статье вы найдете ссылки на каждое из них, чтобы сделать их частью вашей ежедневной работы над собой.

Путь из десяти коротких встреч – не такой уж и длинный. Однако если брать на вооружение каждую из рекомендаций, которую вы прочли в этой серии публикаций, можно удивиться, с какой легкостью вы можете пробуждать вашу речь по утрам.

Прежде чем дать рекомендации ко всему циклу занятий, предлагаю нам вместе вспомнить каждую из тем, которые мы с вами прошли, чтобы в дальнейшем применять эти знания на практике и приносить себе и своей речи пользу каждое утро.

Первая — «Зевки» — здесь вы изучали природный механизм пробуждения голоса;

Вторая — «Водные процедуры» — здесь пробудить речь с утра вам помогла обычная вода;

Третья — «Язык» — здесь особом качестве предстал перед вами ваш собственный язык;

Четвертая — «Осанка» — здесь вы смогли расширить понимание природы образования вашей речи и ощутить её связь со всем вашим телом;

Пятая – «Глубина дыхания» — здесь вы сделали шаг к управлению глубиной и объемом вашего голоса;

Шестая – «Отвисшая челюсть» — здесь вы отметили влияние ваших ежедневных незаметных привычек на качество звучания вашей речи;

Седьмая — «Голос, который проснулся» — здесь вы смогли открыть для себя связь вашего сознания с качествами вашей речи;

Восьмая — «Пробуждающий голос» — здесь пробудить себя утром вам помог ваш собственный голос;

Девятая — «Молчание, которое лечит» — здесь вы научились использовать молчание на пользу вашей речи;

Каждый раз, когда вы слушаете музыку, смотрите спектакль или фильм, вы последовательно можете проживать ключевые моменты, которые автор искусно расположил на протяжении всего художественного произведения от начала до конца. Вначале обычно идет завязка, вступление, затем развитие, потом – кульминация. И затем, как правило, наступает развязка, итог. Десять занятий, которые я задумал для цикла публикаций «Уроки речи», сегодня подходят к концу. И сегодняшний урок можно считать итоговым в этом цикле.

Предлагаю вам приступить к десятому, итоговому занятию. Назовем его «Три основных правила для регулярных самостоятельных занятий по циклу “Уроки речи”». Забавно, что это самое короткое название, которое мне удалось придумать к десятому уроку.

И сейчас будьте внимательны, чтобы не упустить ни одно из этих трёх важных правил. Это нужно, чтобы ваши усилия в регулярном утреннем пробуждении вашей речи не пропали даром, и эффект от упражнений был заметнее и длился как можно дольше.

Итак, правило первое:

Верный способ ошибиться –
Очень сильно торопиться,
Много делать целый день,
Чтоб потом напала лень.

Не стремитесь делать сразу всё. Каждое утро выделяйте на пробуждение голоса не больше десяти минут. Помните: лучше выполнять упражнения понемногу каждый день, чем стремиться получить все и сразу, а потом растерять плоды своего труда.

Правило второе:

Голос с самого рожденья
Не приемлет принужденья:
Чуть надавишь на него – не получишь ни-че-го,
Словно важный самый – как осёл упрямый.

Если человек старается управлять своей речью прямо во время общения, он становится наигранным и неестественным, а его голос быстро устает и хрипнет, словно сопротивляясь контролю. Не старайтесь управлять голосом в речи. Пусть звучит, как звучит. Лучше уделите ваше внимание собеседнику. Оставьте контроль своей речи для упражнений, а в общении пусть проявляется только естественный результат вашей работы над собой. Помните: контроль лишает речь естественности и разрушает ваш голос. Это одна из частых проблем, которые я помогаю людям решить в моих личных консультациях. И чаще всего решение оказывается новым и требует специальной разработки для каждого человека. Однако и эта общая рекомендация сможет помочь кому-то из вас отключать излишний контроль речи во время ежедневного общения.

И третье правило:

Если голос ваш устал в упражненьи шибко,
Это значит, где-то вы сделали ошибку.
Чтоб исправить свой огрех, не спешите слишком.
Станет ближе к вам успех после передышки.

Упражнения для пробуждения речи созданы для того, чтобы ваша речь звучала лучше и приятнее сразу же после выполнения задания. Поэтому, если вы чувствуете, что в ходе занятия ваш голос устает, в первую очередь дайте ему отдохнуть. Затем проверьте правильность выполнения упражнения, внимательно прочитав текст урока еще раз. Помните: если вы делаете упражнение верно, ваш голос не будет уставать.

Напишите в комментариях под этой статьей, что вам удалось выполнить в занятии, а что вызвало затруднения. И в ответах под вашими комментариями я постараюсь вам помочь.

Сейчас вы прошли десятое, итоговое занятие «Уроков речи». Находите ссылки на предыдущие девять занятий прямо в тексте этой статьи чуть выше. До встречи в новых публикациях и на просторах интернета!

Константин Орищенко, тренер по голосу и речи.