Сегодня празднует свой юбилей знакомый всем россиянам автомобиль, который имеет полное право называться иномаркой — «Запорожец». Первая партия этого автомобиля вышла ровно 55 лет назад — 22 ноября 1960 года. Запорожский завод, который выпустил этот чудо-автомобиль, назывался раньше «Коммунар», но вскоре сменил название на «Запорожский автомобилестроительный завод». Дизайн автомобиля производителя взяли не «с потолка» — прообразом «Запорожца» стал итальянский Fiat 600.
Найти владельца «Запорожца» в Томске оказалось не так-то просто — на стареньком автомобиле уже почти никто не ездит. В поисках любителей раритета журналист tomsk.ru побывала на многих ресурсах, опросила всех знакомых, пообщалась с ГИБДД. Искомых автолюбителей удалось найти в лишь двух местах — на forum.tomsk.ru и на ресурсе Дром.ру.
Тепло и любовь
Томич Раис испытывает к «Запорожцу» особые чувства.
«На нем едешь, и душа радуется, — делится автолюбитель. — Всегда в хорошем настроении будешь ездить, если будешь ездить на «горбатом». Не нужна никакая сигнализация, где поставил, там и стоит, никто не полезет, ничего не сворует. Бывает, ломается, потихонечку доводишь до ума. Советский автопром, иномарка теперь — Украина. Он надежный, проходимый, легкий. Если застрял, вдвоем подняли, отнесли в сторонку и поехали дальше. Экономичный. Это полноценный четырехместный автомобиль».
Сейчас Раис владеет тремя автомобилями этой марки, один из которых, 1967 года выпуска, он полностью отреставрировал.
«Он у меня уже лет 10-11. Меня тянет к таким формам кузова. Привлекает внешне, ностальгия. Форма автомобиля необычная. Я его купил в убогом состоянии, потом реставрировал. Я не сам все делал, помогали ребята, всем гуртом. Есть еще парочка «Запорожцев» горбатых в плачевном состоянии. Они такого же возраста примерно», — рассказал автолюбитель.
Хоть автомобиль и старый совсем, без дела он не стоит — он очень даже на ходу. Раис ездит на нем по городу все лето, а на зиму ставит в гараж, чтобы «Запорожец» отдохнул, сам же ездит на японской иномарке.
Отреставрированного украинского красавца дети Раиса выставили на продажу на Дром.ру за 360 тысяч рублей — еще по прошлому курсу доллара, либо обмен с доплатой.
«Это прощупывание почвы. Предлагают на обмен крутые автомобили в основном — и «Мерседесы», и «джипы». Предлагают с моей доплатой. Цифру принимают ту, какая написана. Стоит там джип 700 тысяч рублей, они на 360 тысяч автомобиль принимают, остальное добивай. Отзывы бывают разные. Я иногда детям помогаю отвечать, чтобы не дошли до всяких разговоров. Людей надо прощать, кто больны. Жалко таких людей», — говорит Раис.
Во сколько обошелся автолюбителю отреставрированный «Запорожец», он не подсчитывал, это не учтешь. По времени же работа вылилась в два сезона.
По городу на «Запорожце» Раис ездит с гордостью. Окружающие в основном воспринимают машину радостно — сигналят, показывают большой палец. Но есть, конечно, и те, кто просто отворачивается, иногда демонстративно. Таких внимательный Раис тоже всегда замечает.
«Здорово, когда обращают внимание. У меня сын ездил прямо в клуб «Томи» на этом «Запорожце», даже пропуск остался», — хвастается Раис.
Есть от «Запорожца» и дополнительная польза, которой, правда, автолюбитель пока еще не воспользовался — фотография.
«Ко мне фотографы обращались, чтобы я свой «Запорожец» давал им для фотосессий, это прямо работа. Приезжаешь, стоишь полчаса, получаешь энную сумму денег и уезжаешь. Но я еще не ездил. Что-то неудобно, но, думаю, кого-нибудь посажу, наладим дело. Там у девушки свой бизнес, они молодоженов фотографируют», — говорит Раис.
Реставрация старых раритетных автомобилей для Раиса уже не просто увлечение, а часть жизни. Кроме трех «Запорожцев» у него в гараже стоят еще три «Москвича», «Волкга», и еще раритетный автомобиль 1930-х годов.
«Меня все знают, таких больных, как я, немного, — смеется Раис. — Бывает, денег не так много, а все равно покупаешь автомобиль. Бывало, и на последние покупал. Я как-то «Москвича» 403-го взял на все деньги, что у меня были, и приехал на нем домой».
Пора прощаться
Не всегда любители «Запорожца», несмотря на все свои теплые чувства к нему, могут оставлять его у себя, как это сделал Раис. Отец пользователя форума FTR с ником Kriks владел «Запорожцем» целых 30 лет — с 1980-го года по 2010-й.
«Срок жизни «Запорожца» уже подошел к концу, и теперь от него остались только фото, — пишет Kriks. — Автомобиль до 1996 года ходил в Казахстане. приехал своим ходом в Томск. В 2010 купили другое авто. ЗАЗ хотели продать, но никто не брал. Надо было себе оставить, но хранить негде было. Поэтому он уехал в чермет. На нем еще там пару месяцев катались».
А вот пользовательница этого же форума с ником Триждымама к «Запорожцу» не испытывала никаких теплых чувств, и даже попросила мужа избавиться от старенького «горбатого».
«У меня муж долгое время был запорожцевладельцем, — пишет женщина. — Вот, года три назад удалось уговорить его избавится от раритета. Тут на форуме и продала».
Сегодня «Запорожцу» исполнилось 55 лет. Сейчас на городских улицах встретишь не так много «горбатых». Несмотря на свою старость и неказистость, ЗАЗ не оставляет равнодушным никого. Это та машина, которую можно и нужно помнить как часть истории мирового автопрома.
Наталья Чалык
Фото: Анастасия Лосева; личный архив владельцев «Запорожцев»