Два раза в год сбор этих людей вместе вызывает бурные обсуждения в сети и в кабинетах. Их много, они и раздражают, и восхищают. Но почему-то пока никому не пришло в голову, что эта организованная сила – мотодвижение Томска – может помочь городу и горожанам.
Не так уж и страшно
Каков образ типичного байкера, созданный, в основном, фильмами и сериалами? Это бандюган, замотанный в кожу, волосатый, агрессивный и пьющий. Есть еще один типичный стереотип – сумасшедшие, каждый год новые спортбайкеры на очень быстрых мотоциклах, которые гоняют всегда на заднем колесе на 200 километрах в час.
Один из томских байкеров, президент мотоклуба «Дальний свет» Александр Бархатов уверен: все эти стереотипы в корне неверны, хотя и вызваны объективными причинами.
«Люди в основном с байкерами видятся и общаются на дороге, — поясняет мотоциклист. — Когда байкера «подрезают» или создают какую-то аварийную ситуацию, для обывателя, сидящего в машине, не всегда понятно, почему байкер так орет. Это мне понятно, что я только что, молясь всем богам, поймал этот мотоцикл, чтобы не залететь к тебе под колеса, и то, что сейчас я не попал в аварию, это чудо. А автомобилисту это непонятно. К тому же, когда человек находится под адреналином, он ведет себя соответственно».
Еще мотоциклисты очень трепетно относятся к своим «железным коням». У них действуют три правила в отношении мотоциклов, которые лучше не нарушать, чтобы не нарваться на гнев: «не тронь мой мотоцикл, мою женщину и мою выпивку». Причем к первому правилу относится и желание прохожих сфотографироваться на чужом мотоцикле. Это равносильно тому, что какой-то незнакомец залезет в вашу машину, чтобы сделать фото.
В целом, по мнению Бархатова, типичный томский байкер отличается от другого горожанина только наличием мотоцикла.
«Среди томских байкеров распространены приветливость, гостеприимство, взаимовыручка. Бывают ситуации, когда останавливаешься на дороге около Томска, потому что долго ехал и устал. Каждый проезжающий мимо мотоциклист считает своим долгом остановиться, разбудить тебя, лежащего на мотоцикле, узнать, все ли у тебя в порядке», — улыбается Александр Бархатов. На закрытии сезона, который проходил 19 сентября, в гости в Томск приезжал новосибирский мотоциклист, который был очень сильно удивлен теплому приему – ему даже не пришлось искать, куда поставить мотоцикл и где переночевать, все предоставил мотоклуб «Дальный свет».
Рискуя жизнью
Александр считает, что на характер томских байкеров большой отпечаток накладывает ежедневный риск попасть в аварию и погибнуть. В обычной жизни они мало чем отличаются от остальных горожан – среди байкеров есть и банковские служащие, и владельцы магазинов, и даже депутаты. Сам Александр Бархатов – сотрудник фирмы «Микран». Разница в том, что жизненные проблемы они воспринимают совершенно по-иному.
«Лично у меня нет никакого конфликта между работой и образом жизни, — делится байкер. — Мне проще работать, когда я катаюсь летом. День проходит быстро, ты не устаешь, а после работы надел экипировку, вышел из офиса, сел на мотоцикл и все — у тебя голова свободна. А на следующий день ты приходишь с чистыми мыслями, и ты работоспособен. Когда каждый день рискуешь жизнью, все жизненные проблемы воспринимаются проще».
С таким эффектом экстремального увлечения соглашается и психолог Надежда Петрова.
«Садясь на мотоцикл, человек ставит себя в ситуацию ослабленного контроля. Это адреналин и риск, и не всегда можно предсказать исход. Современные люди большую часть времени проводят в офисе, в статичном варианте жизни, можешь предугадать все. Самое экстремальное, что с тобой может произойти – штукатурка с потолка упадет. Нам не хватает драйва. Очень интересные и верные слова байкера, что все жизненные проблемы становятся проще. Я тут полностью соглашусь. У тебя есть возможность резко переключиться, быть в другой роли в своем увлечении, испытывать новые ощущения, которых нет в обыденной жизни. И это переключение дает возможность посмотреть с другой точки зрения на свои проблемы», — объясняет психолог.
Еще одна причина, по мнению психолога, по которой люди сами создают для себя риск попасть в аварию и даже погибнуть, — это испытание себя, своих возможностей.
«Это возможность увидеть себя в новой роли, снять контроль с себя, увидеть свой скрытый потенциал, на что способен. Никогда нельзя однозначно сказать, как я себя поведу при пожаре, пока этот пожар не случится. Если человек такими способами ставит сам себя в сложные условия, наверное, есть момент преодоления себя. Трудности нас закаляют, проблемы дают нам толчок для роста. Развитие человека как личности может проходить только через решение проблем и сложностей. Рост невозможен без преодоления препятствий», — подчеркивает Надежда Петрова.
Движение с пользой
Томские байкеры – большая организованная сила, считает Александр Бархатов. Игра со смертью заставляет их по-другому смотреть на жизнь, ставить перед собой более глобальные цели и с легкостью решать проблемы.
«Это очень большая мобильная сила, которую можно организовать по одному звонку, и люди очень быстро доберутся в другой конец города. Почему-то руководство Томска усердно не обращает на это внимание, — удивляется байкер. — Никто не замечает того, что люди сами, без чьей-либо указки, проводят довольно крупные для города праздники, и проводят их хорошо. Например, закрытие и открытие сезона. При помощи городских властей там могло бы собираться гораздо больше народу, людям интересно на это смотреть. По сути дела, если найти грамотный подход, с этими людьми можно очень продуктивно работать».
Колонну байкеров на закрытии мотосезона 19 сентября обсуждали больше недели. В основном — в негативном ключе. Депутат городской думы на постоянной основе Сергей Панов тоже ехал на мотоцикле в составе мотоколонны.
«Байкерское движение – это отношение к жизни. Это даже не драйв, а жизненная позиция – быть активным, — поясняет депутат. — Для этого люди стремятся заниматься активными видами спорта. Я в этом деле новичок, мне крайне нравится подход к такой двухколесной технике с долей опасности. Мотоцикл – это еще другая философия, особенно для мужчины. Я рад, что в Томске мотоциклисты хорошо организованны, и это видно по сообщениям в СМИ и праздникам. Я иногда смотрю, что ругают мотоциклистов за повышенный шум на дорогах, все это правильно. И все же мотоциклисты у нас организованные, они очень боятся за свою жизнь и здоровье, потому что они не защищены на дороге ничем. И однажды отношение к ним изменится. Последняя мотоколонна — для меня показатель того, что в Томске есть это движение, и с ним нужно считаться. Надо водителям автомобилей быть внимательнее на дорогах, и учитывать при маневрах присутствие мотоциклиста рядом. Сегодня мотоциклисты в Томске о себе заявляют, и это здорово».
Итак, что мы получаем? Байкеры — серьезные доброжелательные люди, умеющие решать проблемы, способные на взаимовыручку в любых обстоятельствах, и готовые помочь городу. При этом их в Томске много, и они едины. С ними мало того, что нужно считаться, как заявляет депутат Панов, к ним можно обращаться за помощью. Но только за настоящей, реальной помощью, а не просьбой погарцевать на мотоциклах на чьей-то свадьбе.
Наталья Чалык
Фото: автор, личный архив Александра Бархатова