Уже все в курсе, что в Томск может прибыть условно-досрочно освобожденный экс-мэр Александр Макаров. А может и не прибыть. Поскольку прокуратура все же — в последний день — обжаловала решение суда об УДО Макарова. Пока Иркутский областной суд готовится к рассмотрению этой жалобы, супруга Макарова в знак протеста успела объявить голодовку, заручиться поддержкой омбудсмена Иркутской области и дать несколько интервью о том, что ее мужа по заказу «свыше» хотят довести до смерти.
Что будет дальше — пока непонятно, но дело даже не в этом. А в том, что отдельные томские деятели, причисляющие себя к так называемой оппозиции, уже начали заявлять, как ждет народ Макарова, как рад за него, как скучает по его «мэрству», и что пойди Макаров на выборы градоначальника — без сомнения, вернул бы себе этот статус… Людям свойственно забывать плохое.
Сейчас в интернет-поисковиках по запросу «мэр Томска Александр Макаров» уже не найти ссылок на информацию о нем, опубликованную до ареста. Так что доказательств тому, что Макарова народ не меньше, чем его последователей, костерил за заснеженные улицы, горящие памятники архитектуры, неотремонтированные дороги и так далее — с ходу не найти.
Зато про суть уголовного дела в отношении Макарова информации полно. Просто она подзабылась. Тем, кому некогда или неохота читать, можно просто пересмотреть серии «Больной мэр» и «Больной мэр-2» из цикла «Честный детектив». Да, уже после того как они вышли в эфир Макаров в одном из интервью назвал эти программы «подлыми и лживыми». Ну, собственно, этого и следовало ожидать, ведь вины в инкриминируемых ему должностных преступлениях экс-градоначальник Томска не признал, твердя про политический заговор и заказ в отношении него.
Так и осталось непонятным, как это, по мнению самого бывшего мэра, коррелируется с весьма немалыми «порциями» опия, найденного у него дома. На эту тему Макаров говорить не захотел. И как «теория заговора» соотносится с миллионами денег в рублях и валюте, найденными при обысках в кабинетах у Макарова и у его родственницы Нины Егоренковой, дома у Макаровых и в квартире близкой подруги бывшего мэра — тоже не совсем ясно… Впрочем, по словам Александра Макарова во все том же «Честном детективе», не такие уж и великие то деньги. Вот дословно: «Для человека, который проработал 16 лет первым руководителем, у которого есть семья, 50 миллионов рублей не такие уж большие деньги, даже если б нашли их у меня дома. А дома нашли не более трех миллионов». Сколько ж должны зарабатывать «первый руководитель» и его родственники, чтобы пусть даже за 16 лет скопить «не такую уж большую сумму» в 50 миллионов? И главное — как и на чем зарабатывать?
Вот еще одна цитата Александра Сергеевича из «Честного детектива». Тоже о деньгах. Точнее — о взятках. «Не поверите, если скажу, что не предлагали никогда… Когда спрашивали: «Как вас отблагодарить?», у меня было железное правило — я отвечал: «Давай сперва дело сделаем, а там посмотрим». И каждый уже понимал».
Что понимал этот «каждый»?
Вот, например, предприниматель Дунаф, который, собственно, и «сдал» родственницу Макарова в прокуратуру, судя по всему, не сразу понял, что от него требуется, чтобы сохранить свой гаражный комплекс, земля под которым внезапно оказалась оформлена на Нину Егоренкову. Или понял сразу, но не хотел отдавать Егоренковой запрошенные три миллиона рублей. «Кроме себя мне винить, конечно, некого. Я признаю свою вину, при этом я имею в виду только свои действия, и ничьи более. Я глубоко раскаиваюсь и сожалею о случившемся», — скажет потом на суде родственница Александра Макарова, выступая с последним словом. И получит семь с половиной лет колонии общего режима, а также лишится звания полковника милиции.
Приговор нераскаявшемуся Александру Макарову был более жесткий — 12 лет колонии строгого режима. После вынесения вердикта в поддержку Макарова на специально созданной интернет-странице томичи стали собирать подписи под открытым письмом, адресованном как лично экс-мэру, так и обществу в целом. Она и сейчас работает, эта страница. И подписаться по-прежнему можно. На сегодняшний день, начиная с 2010 года, там собрано аж 406 подписей. Сколько людей проголосовали бы за Александра Макарова, стань он кандидатом в мэры — полагаю, об этом мы никогда не узнаем.
Зачем же тогда в расчете на забывчивость горожан эти призывы в интернете — «Макарова в мэры»? Может, все-таки именно это — те самые политические подковерные игры, на которые сетовал арестованный мэр? А вовсе не его арест.
Кира Сергеева
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора