Не так давно услышала об одном случае. Мама с дочкой подобрали на улице рыжего котенка, который через две недели сбежал. Искали долго, нашли у зоозащитницы. Девушка успела его пролечить от паразитов и требовала возмещения своих расходов на заботу о животном. Кроме того, отдавать «беглеца» соглашалась только, если хозяева котенка заполнят какой-то договор. Иначе обещала передать животное в другие «добрые руки». Ребенок в слезах, хочет именно этого котенка, мама в расстроенных чувствах потому, что ее обвинили в халатности, да и составление договора немного обескураживает.
Тех, кто называет себя зоозащитниками, сейчас в Томске много. Эти люди подбирают брошенных животных, кормят их, лечат и держат у себя до тех пор, пока не найдут для них новых хозяев. Социальные сети пестрят объявлениями о поиске передержки или новых хозяев для подобранных животных. Но ведь не все оказавшиеся на улице собаки и кошки «гуляют сами по себе». Некоторых потерявшихся на прогулке, сбежавших из дома давно ищут их владельцы, переживают за своего члена семьи. Как складывается судьба такого домашнего питомца, попавшего к зоозащитникам?
Не вступать в конфликт
Первое, что делают практически все зоозащитники, — несут животное в ветеринарную клинику. Там, если необходимо, питомцу оказывают экстренную помощь, дают препараты от паразитов, проводят обработку от блох. Почти всегда собаку или кошку стерилизуют.
«Если вы подобрали дворнягу, нужно сразу сходить узнать, какой возраст, в каком состоянии животное, нужно ли лечить. Это забота и о себе, можно же и от животного что-то подхватить», — рассказывает волонтер томской зоозащитной организации «Содружество» Мария Муркина.
Посещение врача и необходимые для обработки животного препараты зоозащитники, как правило, оплачивают из собственных средств. На свои же деньги покупают корм для животного. Поэтому, если находится предыдущий хозяин кошки или собаки, ему могут предложить оплатить эти расходы, предоставив в качестве подтверждения чеки и квитанции.
«Возмещение расходов на спасение домашнего любимца — дело чести хорошего хозяина. Ведь если сам человек по каким-то причинам упустил свое животное, а кто-то вместо него позаботился о его питомце, спас жизнь, и этому есть подтверждение — чеки, квитанции из клиники — какие могут быть вопросы?» — считает зоозащитница.
Когда находится хозяин животного или человек, желающий взять зверька к себе, то прежде чем отдавать его, зоозащитники устроят «допрос с пристрастием».
«Зоозащитники очень часто сталкиваются с жестокостью по отношению к животным, — поясняет волонтер. — Они в основном работают с несчастными животными, которых кто-то бросил, предал, нанес увечья. Поэтому у них, можно сказать, профессиональная деформация личности. Они, прежде всего, относятся к людям очень настороженно».
Такая настороженность нередко приводит стороны к конфликту. Особенно тот факт, что при передаче животного, неважно, старому хозяину или новому, их защитники настаивают на заключении договора. В нем указаны обязанности со стороны отдающей стороны, сообщается информация о животном, контакты, телефон зоозащитника-куратора.
«Если какие-то проблемы возникают, мы с радостью проконсультируем, — поясняет Муркина. — И по нашему договору мы животных принимаем обратно. Если вдруг характерами не сошлись, аллергия проявилась, или еще что-то такое, мы животных всегда примем обратно. Еще бывают испытательные сроки. Также там оговорены обязанности нового владельца: содержать, лечить, сообщить, если животное потерялось, не передавать в третьи руки, не передаривать. Там же написаны адреса, чтобы раз в месяц или раз в полгода мы могли обратиться и посмотреть, как там животное поживает».
Если зоозащитник отказывается отдавать вам ваше животное, спокойно постарайтесь объяснить ему, что вы о нем заботитесь, что у вас дома оно находится в хороших условиях. Практически стопроцентной гарантией возврата кошки или собаки будет предъявление вами паспорта прививок и фотографий животного в вашем доме.
«Документы должны быть даже на дворняг, — говорит Мария Муркина. — Как правило, это паспорт о прививках, в которых указаны не только данные о вакцинации, но также имя и возраст животного, данные хозяина».
Есть причины для беспокойства
Договор, на котором настаивают зоозащитники — это некая страховка от того, что с животным будут плохо обращаться, он взывает к ответственности хозяев. «Мы не ищем коммерческой выгоды. Мы принимаем близко к сердцу судьбу каждого найденного или спасенного питомца», — говорят зоозащитники.
«У нас был случай, когда женщина взяла собаку, а потом попросила соседа ее задушить, — вспоминает Мария Муркина. — Мы приехали проверять, как она живет, потому, что не могли до хозяйки дозвониться, и выяснилась такая ситуация. Мы подавали заявление в полицию. И по договору женщина обязалась о собаке заботиться, и мы готовы были ее принять обратно, если она ей больше не нужна».
Именно поэтому зоозащитники прежде, чем вернуть найденное животное хозяевам, проводят такие пристрастные допросы — как и почему питомец остался без присмотра, пострадал.
«Поэтому мы не отдаем кошку на самовыгул, чтобы она и дальше гуляла по улице. Кошки должны жить дома. Собаку не отдаем на цепь без ежедневного выгула в присутствии хозяина или ответственного лица, потому что это не гуманно по отношению к собаке — быть прикованной к будке пожизненно. Мы просим, чтобы будки были добротными, и желательно, чтобы были вольеры для содержания уличных собак, и проверяем это прежде, чем отдавать животное», — отмечает зоозащитница.
Стерилизация четвероногих — отдельная тема. Бесконтрольное и безответственное размножение животных — одна из причин их большого количества на улицах, больных, голодных и никому не нужных. Если собака или кошка породистая, имеет племенную ценность, то разведение должно быть под контролем племенных клубов, животные должны учитываться и отслеживаться. Всех остальных, по мнению зоозащитников, нужно стерилизовать.
Забрать нельзя отдать. Где поставить запятую в этом вердикте, зоозащитники решают с каждым новым найденышем. И, к чести томичей, отдают гораздо чаще, чем забирают.
«Мы желаем нашим подопечным, чтобы после всего, что они претерпели, они нашли дом и жили счастливо, чтобы их никто не выбросил, чтобы им не пришлось менять дом, чтобы их никто больше не обидел».
Наталья Чалык