Сегодня, 22 сентября, во многих странах, в том числе и в России, отмечают Всемирный день без автомобиля. Это повод отказаться от личного авто, пересев на общественный транспорт, велосипед либо отправившись по делам пешком. Насколько это сложно — лишиться машины пусть даже на один день — мы попросили выяснить нашего частого автора, известного томского журналиста и по совместительству водителя с многолетним стажем Андрея Острова.
Ходить пешком по Томску трудно, небезопасно, но все равно полезно.
«Пойдем, пошуршим листиками», — предлагала мне обычно в эту осеннюю пору одна незабудка моей жизни. Мы шли через буревестный стадион «Политехник» на Потаповы лужки, возвращались берегом к Лагерному саду, прочесывали Учебную, Советскую и Усова… В общем, вы поняли, что ходить пешком я люблю.
В Москве накручивал по столичным закоулкам километров по 20-25 за день.
Когда экс-губернатор Томской области Виктор Кресс предложил подчиненным поменьше передвигаться на служебных автомобилях, я уже ходил от площади Южной до «белого» дома на своих двоих, оставив дома четыре колеса.
В первый раз этот маршрут я одолел за 1 час 10 минут, потом время в пути сократилось до 47-48 минут. Мокрая спина и розовые щеки были прекрасным началом трудового дня. Поэтому к предложению провести один рабочий день в Томске без автомобиля я отнесся с энтузиазмом. Пройти пешком по родному городу — удивительно познавательное и полезное занятие. Ведь у водителя и пешехода разные углы зрения. Бегущий человек тоже не видит столько, сколько идущий. Организм работает на повышенных оборотах, останавливаться не рекомендуется, а пеший гражданин в состоянии спокойно наблюдать и анализировать. Конечно, я подобрал не самый напряженный день: когда встречи идут одна за одной с интервалом в час в разных концах Томска — не до пешеходных прогулок. Но день, в который проводился сей эксперимент, был идеальным для того, чтобы железный конь отдохнул во дворе дома у Белого озера.
Пешеходы встают рано, чтобы успеть на работу. Томск — город маленький, но длинный, вытянутый вдоль Томи и обеих берегов Ушайки. Чтобы его пересечь от Лагерного сада до конца Иркутского тракта, вполне хватает двух с половиной — трех часов. Спальные микрорайоны, как водится, расположены на окраинах, центры массового притяжения (университеты, офисы), как обычно, — на красной линии. Так что часа-полтора обычно хватает для передвижения из точки А (дом) в точку Б (работа). Мне надо попасть из дома у Белого озера к кардиоцентру, где в гимназии №18 у меня занятия. Время выходить.
Сосед греет машину. Я выигрываю у него шесть минут утром и 300 рублей за день. Десять литров бензина в обычный день, если он обходится без дальних поездок, — моя обычная норма.
Вот моя любимая улица Ачинская, которая предназначена для кого угодно, но только не для пешеходов. После интенсивного строительства, которое здесь не прекращается, на дороге вечной жизнью живет неистребимая коммунальщиками лужа вокруг канализационного колодца, а тротуар вдоль автопарковки проходит по узкому (не разойтись со встречным!) наклонному цокольному отливу, который осенью-зимой-весной покрывается снегом-льдом-водой (выберите нужный вариант). Пройти по краю дороги невозможно из-за лужи, приходится выходить на середину проезжей части, чем справедливо возмущаются водители, либо идти по наклонному скользкому цоколю и опираться на бамперы припаркованных авто. Зимой и летом с цоколя тебя к тому же сдувают мощные кондиционеры известной в Томске сети кондитерских. Она находится в подвале, а кондиционеры в решетках — прямо на уровне тротуара точно напротив эпицентра лужи. В общем, проектировщики так все посчитали, или жизнь так сложилась, но мы люди русские, и не такое терпели.
Дальше все относительно просто. Благодаря «Изумрудному городу» сильно преобразился частный сектор в районе улиц Яковлева, Ново-Киевской, Песочной. Хотя тротуаров здесь отродясь не бывало, и люди, как оно и было в моей родной деревне, ходят по дорогам. Здесь мир между автомобилистами и пешеходами достигается исключительно индивидуально. Посторонится идущий или нет, обдаст его автолюбитель грязью из ямы на дороге или пощадит — это выбор каждого вступающего на тропу пешехода или садящегося в автомобиль.
Улица Киевская поднимается от Ушайки к проспекту Фрунзе относительно благополучно. Тротуар лишь изредка изрезан коммунальщиками, телефонистами, электросетями, но человеком второго сорта пешеход себя здесь чувствует на переходе через трамвайные пути. Для машин бывший мэр Николай Николайчук догадался положить металлические переезды, а прямоходящие вынуждены либо прыгать с рельса на рельс, либо наступать в грязь между ними. Осень ведь… Пешеходные переходы через трамвайные пути по всему Томску считаются излишней роскошью.
Пройти по всей улице Киевской по непрерывному тротуару все равно не представляется возможным. Где-то упрешься в подпорную стену и будешь подниматься по железной лесенке вверх, где-то у дороги будет просто кусок размытого грунта, но чаще всего заботливые собственники асфальтируют и мостят кусок тротуара только возле своего дома, подъезда, магазина, и это выглядит, как заплатка с дорогим лэйблом на рубище.
Пока по дороге покупал батарейки к клавиатуре и мышке школьного компьютера, опоздал к первому уроку. Но у меня же все равно второй. Таким образом, время в пути заняло меньше часа.
Однажды встречал в Москве знакомую девушку из Томска. После трех суток в поезде она выпорхнула на перрон в идеально отутюженных брючках, кофточке с несмятыми оборочками и девятисантиметровых шпильках. Как это делают женщины, науке неизвестно, но мы долго хохотали, когда я рассказывал ей, как именно выглядят настоящие «понаехавшие» москвички, которым с утра в маршрутку из Реутова, потом в час пик в метро «Новогиреево» вместе с братским народом Таджикистана, а потом 15 минут пешком до офиса в центре столицы. Балетки, кроссовки, лодочки, мягкие тапочки на ногах, никаких шпилек, оборок, коротких юбок, а лучше всего — джинсы, куртка, если позволяет дресс-код компании, где барышня работает. Томский пешеход выглядит примерно так же, только надо учитывать грязь осенью и пыль летом. Удобная, чуть увесистая обувь на невысоком каблуке с литой подошвой идеальна. На набойках хороший пешеход и разориться может. С собой в небольшом рюкзаке (тоже незаменим для пешехода) обязательно надо иметь губку для обуви, иначе в присутственном месте на вас не так посмотрят.
К обеду перемещаюсь в другой офис, где планирую провести остаток рабочего дня. Не тут-то было. На телефон приходит SMS странного содержания.
Звоню в томское отделение коммерческого банка, просят подойти с паспортом. Благо, это всего три квартала. Бегу. Еще одна типичная томская улица — Никитина — с типовым состоянием тротуара во время и после дождя.
В банке успокаивают. SMS не от них. Ни меня в их базе данных, ни такого номера счета у них нет. Поскольку разболталось крепление на рюкзаке, решаю его починить между делом. Не тут-то было! В центре города ни одной ремонтной мастерской. Советуют съездить либо на Южную, либо на Центральный рынок. Если бы был на машине, я бы так и сделал, но поскольку я пешком, иду обратно в офис и думаю: сколько ненужного автомобильного трафика в Томске только потому, что городская инфраструктура не учитывает ежедневных мелочей, когда негде в шаговой доступности качественно отремонтировать обувь, поставить заклепку, сделать дубликат ключа. Аптека теперь есть чуть ли не в каждом доме, а мелкий ремонт сделать негде. В первые дни сентября, например, видел у общежития ТГАСУ автомобиль с бензогенератором и переносным станком для нарезки дверных ключей. Студенты, видимо, массово делают ключи от дверей в комнаты общежития, а ближайший стационарный слесарь в полукилометре. Малый бизнес, конечно, молодец, что шагнул так близко к потребителю, но поневоле вспоминается убийственная советская практика гигантских Домов быта. Нам бы чего помельче, но в каждом микрорайончике. Глядишь, и ездить бы стали меньше и пешком ходить больше.
Бегу домой вечером. Улица Красноармейская на подъеме к Яковлева. Разросшиеся кроны деревьев нависают над тротуарами так, что пешеходам приходится наклоняться либо вовсе обходить живые заборы через проезжую часть. Грязь, летящая из под колес, превращает тротуар в скользкую грязевую ванночку.
Вечером обязательная прогулка с ребенком до облагороженной теперь Михайловской рощи. Всегда задавался вопросами к проектировщикам и благоустроителям: ходили ли они хоть раз с коляской по тем тротуарам, которые задумывали и делали? Почему на двух метрах два параллельных бордюра без съездов? Как одновременно спустить заднее колесо и поднять переднее? Ну ладно, я подниму, перетащу, а наши юные матери как же?
А вот этот отрезок улицы Партизанской вообще обходится без тротуара, а тысячи студентов ТГАСУ идут по ней каждый день.
Вот единственный в округе светофорный официальный переход через проспект Комсомольский в районе развязки на четвертой поликлинике. Ближайший — только на улице Сибирской, либо подземный переход уже дальше к кольцу на Говорова.
Но дальше никаких пешеходных переходов к Михайловской роще нет! Через старый Комсомольский приходится бежать бегом и нарушать, потому что из-за поворота внезапно может выскочить любой «джигит».
И все-таки я люблю ходить пешком по Томску. Это развивает ум, сообразительность, держит в тонусе мышцы ног и, как вы поняли, рук. Это экономит деньги. Так что идите и «шуршите листиками». Особенно, если есть с кем.
Андрей Остров
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора