Однажды старый серый ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни:
«Жалкое зрелище… Душераздирающее зрелище… Кошмар…
А все почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?»
На днях разговаривала со мной жительница одного из районов Томской области. Рассказала: ее подругу попросили стать кандидатом в депутаты местной думы. Поскольку попросили представители власти — опять же местной, конечно же, а работает женщина в муниципальном учреждении, отказать она не смогла.
Теперь ездит на встречи с избирателями и молит бога, чтобы ее не выбрали в депутаты. Потому что будет им она, если что, без зарплаты, а между тем, у нее и без того дел невпроворот — и на работе, и по хозяйству. Страшно представить, сколько времени она уже угрохала на разъезды по соседним деревням (да по разбитым дорогам, а то и на лодке — в места, куда иначе не добраться; и в дождь, и в ветер… в общем, то еще удовольствие) вместо того чтобы ходить по грибы, ухаживать за грядками, закатывать банки с домашними вареньями-соленьями, да и в конце-концов просто отдыхать от трудов.
А почитаешь списки кандидатов на выборы самых разных уровней, так глаза разбегаются — столько там людей, стремящихся, не жалея сил и времени, делать мир лучше. Ну, известные активисты-общественники и уже действующие депутаты — тут все понятно.
А вот просто передовики производства, учебы, медийные персоны… Зачем им эта общественная нагрузка?
Нет, я верю в понятие «активная гражданская позиция». Очень даже. Но, перечитывая список из более чем 750 фамилий (это перечень всех, кто захотел участвовать в выборах как по Томску, так и по остальным муниципалитетам региона, включая тех, кому было отказано в регистрации), у меня все равно возникают вопросы.
Сколько среди этого множества людей тех, кого попросили (пусть это будет звучать с такой формулировкой) выдвинуться? И что они будут делать, если их таки изберут? Или перед выборами снимут свою кандидатуру и «отдадут голоса» в пользу того, кто просил? Или, все же получив депутатский значок, будут потом голосовать так, как скажут те, кто просил баллотироваться?
А еще, наверное, есть те, кто гордятся, что их попросили в депутаты… Ну, дескать, доверие оказали, дали понять, что уважают. Нет, если попросил народ — ну то есть пришли, например, соседи гурьбой и говорят: Иван Иваныч, ты у нас такой пробивной, иди уже в депутаты, может, с твоей помощью, свалку рядом с нашей улицей наконец уберут да дорогу отремонтируют — это, конечно, другой разговор. Хорошо, если есть такие истории. А с остальными как быть?
Поспрашивала ради интереса коллег, друзей и родню — хотели бы стать депутатами? А если попросили бы? Никто не сказал, что согласился бы. Ни один из почти сотни человек. И я к ним присоединяюсь.
Вот что это — несознательность? Или наоборот?
Ирина Костина