Авторские материалы

Томичи не знают, зачем им российский флаг

10:45 / 24.08.15
8685
Мы в социальных сетях:

В субботу, 22 августа, вся страна отмечала День Российского флага. Этот праздник пока еще не набрал популярность, и про него помнят не все.

Флаг страны — это часть государственной символики, обозначающей единство народа. У него своя история и каждый цвет имеет свое значение, хотя и нет официальной трактовки цветов российского флага. Традиционно  белый цвет символизирует благородство и открытость, синий — верность, честность и безупречность, а красный — мужество, смелость, великодушие и любовь. Уважение символов своей страны, к которым относится и флаг, — это часть патриотического отношения к ней.

Существует специальный закон о флаге РФ, который гласит, что все органы власти обязаны размещать его на фасадах своих зданий. В дни государственных праздников флаг можно вывешивать на всех зданиях, в том числе и на жилых домах. Запрета на вывешивание флага на частных постройках нет, однако, по словам доцента кафедры политологии ТГУ Сергея Шпагина, злоупотребление государственной символикой вне государственных праздников не приветствуется. Кремль рекомендует также поднимать флаг России на семейных торжествах. Во время исполнения гимна РФ на официальных мероприятиях полагается смотреть на российский флаг. Правда, по нашим наблюдениям, это правило знают не все и часто им пренебрегают.

Триколор не следует использовать как основу для логотипов организаций и символики субъектов. За надругательство над флагом РФ нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности — за это можно сесть в тюрьму на год. Надругательством может быть нанесение циничных надписей на флаг, рисунков, сжигание флага или его срывание с флагштока.

По данным исследования «Левада-центра», проведенного в этом году, флаг или небольшой флажок России имеется у 47 процентов россиян. Специалисты опросили 800 жителей России из 46 регионов. Опрос показал, что чаще всего флаги покупают молодые люди (60 процентов), высокообразованные (52 процента), обеспеченные (62 процента), жители Москвы (52 процента) и сельских районов (52 процента).

Однако, как показал опрос, который портал Томск.ру проводил на главной странице сайта и в группе «ВКонтакте», среди томичей российский флаг не так популярен. По результатам голосования на портале всего у десяти процентов томичей есть большой государственный флаг. У 21-го процента проголосовавших есть маленький флажок, 18 процентов респондентов только собираются его купить. Большинство принявших участие в опросе томичей — 51 процент — вообще не понимают, зачем им нужен флаг России. Подобная картина и в опросе в социальной сети: у 17,6 процента пользователей есть большой или маленький флаг, столько же респондентов хотят его купить, и 64,7 процента считают, что он им не нужен.

По мнению социолога «Левада-центра» Карины Пипия, готовность иметь у себя российский флаг говорит о доверии к действующей власти.

«В последние годы было много поводов обзавестись флагом: это и Олимпиада в Сочи, и чемпионаты мира, и «крымская эйфория», когда люди вывешивали их у себя на балконах в знак солидарности с политикой руководства страны», — приводит газета «Известия» слова социолога.

Желание иметь у себя флаг России исследователи трактуют как знак доверия к власти. Более того, патриотизм может выступать фактором, сближающим людей. В глазах иностранцев русский народ весьма патриотичен и сплочен, несмотря на все свои недостатки. Это показало исследование магистрантки кафедры социологии философского факультета ТГУ Виктории Мациевской, проанализировавшей более 340 публикаций о России в СМИ Германии и Америки. При этом общий образ России в их глазах весьма негативен, что, по мнению магистрантки, объясняется мировой политический ситуацией.

«В исследовании я выделяла четыре сферы жизнедеятельности — политика, экономика, социум и культура. Получилось, что в глазах зарубежных журналистов Россия — авторитарная страна. Экономика в России, по их мнению, отсталая, причем это обусловлено зависимостью России от ресурсов. При этом журналисты считают, что их страны, особенно Германия, зависят от российской экономики. В социальной сфере много говорилось о преступности, отсутствии свободы слова, утверждалось, что Россия — это коррумпированное государство. Но в то же время говорилось, что народ России сплочен вокруг лидера, что россияне патриотичны. Если смотреть культурную сферу, то журналисты отмечают, что Россия ценит свои традиции, свою историю, и в этом большой плюс. Про негативные характеристики России в культурной сфере они не говорили», — пояснила Виктория Мациевская.

Она отметила, что, по данным изученных ею опросов, аудитория американских и немецких СМИ привыкла доверять журналистам, и свое отношение к России во многом строит на основании их публикаций. Таким образом, в глазах немцев и американцев Россия — авторитарный агрессор со слабой экономикой, высоким уровнем преступности и коррупции, но с богатой и ценной историей и культурой и высоким уровнем патриотизма.

Патриотическое воспитание в России начинается с детского сада и продолжается в школе и в вузе. Если ты живешь в этой стране, вполне логично ее любить или хотя бы уважать. Но одного патриотического воспитания для этого мало, потому что патриотизм должен быть искренним и настоящим. А иначе все эти меры, направленные на его воспитание, вызывают только отторжение, что и показали результаты нашего опроса.

Наталья Чалык