Увеличение фонда заработной платы учителей привело не к повышению качества обучения наших детей в средней школе, а к консервации проблем общего образования. Оно превратилось в пустой большой чемодан, который и нести тяжело, и бросить жалко.
Нашу школу нельзя трогать руками, потому что она святая. На ней держится общество. Учитель — вечный бессребреник и энтузиаст своего дела, кладущий нервы и здоровье на алтарь образования наших бестолковых чад. С этими мифами мы живем уже бог весть сколько лет. А между тем, если погрузиться в цифры, ситуация выглядит несколько иначе.
Расходы на бедное образование — самые большие в структуре расходов любого регионального бюджета. В 2015 году в Томской области потратят на систему общего образования в общей сложности 14 миллиардов 656 миллионов 300 тысяч рублей! Для сравнения, на систему здравоохранения — всего 8,4 миллиарда. Почувствуйте разницу. Болеют, лечат и лечатся все из одного миллиона с хвостиком томичей, а учат и учатся всего 102 тысячи учеников и 10 тысяч педагогов. Еще 8 тысяч технических работников моют классы и занимаются другими необходимыми делами. Итого, на 130 тысяч человек Томская область тратит свой каждый четвертый заработанный рубль, при том, что бюджет области дефицитный, и в нем не хватает почти четырех миллиардов, чтобы покрыть текущие расходы. Финансисты героическими усилиями дефицит перекрывают, но система общего образования говорит, что ей вообще-то «маловато будет».
Вот цитата из областной программы по развитию образования:
«Оценка демографической ситуации в Томской области выявила проблему дефицита ученических мест на ближайшую перспективу — 2014-2018 годы. Наиболее актуальной эта проблема является для города Томска: в течение 2014-2015 годов необходимо строительство восьми новых школ на 6390 ученических мест, в том числе в микрорайонах с интенсивной застройкой. Общее количество необходимых дополнительных мест по другим муниципальным образованиям Томской области составляет 2140 тысяч мест».
Расходы образования в предстоящие два года будут расти самыми быстрыми темпами среди остальных бюджетных расходов. С почти 14,7 миллиарда в этом году до 15,8 миллиарда в будущем и до почти 17 миллиардов в 2017 году.
Надо ли говорить, что львиную долю в росте этих расходов занимают не новые объекты капитального строительства (хотя и они есть), не расходы на обогрев и освещение классов в 323-х школах в суровые сибирские зимы, а зарплата педагогических работников, которую сначала решили повысить до «средней по экономике», а потом президент России своими «майскими указами» вообще поднял ее на небывалую для страны высоту. Средняя зарплата томских учителей давно перевалила за 30 тысяч рублей!
И тут на меня может накинуться толпа разъяренных молодых педагогов, которые такой зарплаты отродясь не видели. Так куда же уходят наши с вами деньги? Давайте разбираться вместе. Разговоры о том, что все забирает себе директор, — досужие. Директорскую зарплату легко отследить. Вот, например, по Томску она вся здесь: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/40d . Самые заслуженные руководители школ вместе с пенсией получают полтора миллиона рублей в год. Самые скромные — 700-800 тысяч рублей. Для руководителя с таким количеством головной боли и нервотрепки, ответственности за безопасность детей — это копейки. Странно другое.
Согласно закону, директоры отчитываются о своих доходах, имуществе и доходах-имуществе своих родственников. Хотя, при этом не являются ни чиновниками, ни депутатами. Ну да сочтем это особенностями национальной системы образования.
А вот сколько получает конкретный учитель в конкретной школе — видимо, очень нежелательная для разглашения информация. Во всяком случае, финансисты из управления образования Томска без санкции руководства разглашать ее не согласились, а руководство просьбу позвонить предпочло не заметить. Ну, мы люди не гордые, пользовались открытыми источниками и своими связями среди молодых педагогов.
Итак, ставка молодого педагога за 18 уроков — 5600 рублей. Плюс районный коэффициент. В Томске он составляет 30%. Получаем 7280 рублей. Ниже прожиточного минимума. Чтобы как-то выжить, молодые педагоги начинают совмещать и брать полторы, а то и две ставки. То есть вместо качественных 18 уроков берутся за 27 или даже 36. И дотягивают свою зарплату до 11 тысяч или даже 15-ти.
Поскольку они молодые, времени на качественную подготовку к урокам у них уходит больше. Поэтому за такие «бешеные» деньги они или начинают халтурить или недосыпать. Если молодой педагог совестлив, старается, хочет остаться работать в школе, и это замечает директор, они начинают приращивать зарплату, как могут. За классное руководство — 1000 рублей. За содержание кабинета — 1000 рублей. За проверку тетрадей, на методическую литературу, за оказание платных образовательных услуг… В одной знакомой мне школе директор, чтобы удержать перспективного парня-физрука, смогла-таки правдами и неправдами «накрутить» ему зарплату в 30 тысяч рублей. Но больше — никак, потому что дальше начинается Уголовный кодекс, а еще хуже — взгляды коллег: почему за один и тот же труд он получает так, а мы вот так? Где гендерная и возрастная справедливость? В некоторых муниципальных образованиях пускаются во все тяжкие и вводят специальные доплаты молодым педагогам в 1, 2 и даже 4 тысячи рублей в месяц. Но тут уже вступает в бой тяжелая школьная артиллерия: завучи и педагоги со стажем. Именно они сегодня составляют единое неделимое консервативное ядро школы.
Их средний возраст — 44 года, в любой школе их 80 %. Как пишет в «Русском репортере» один из российских экспертов по школе, «…они дважды неудачники: сначала не смогли поступить в хороший вуз и поступили в педагогический, а потом не смогли найти хорошую работу, и пришлось идти в школу». Зарплату добавили как раз им. Людям, которые стабилизируют нашу систему образования, но одновременно делают ее неэффективной, палочной, губящей живое творчество детей. Среди них, безусловно, есть настоящие энтузиасты своего дела, творцы и любимцы детей, но основная масса — это те люди, говоря о которых, один выпускник сказал мне в интервью: «Терпения, только терпения могу пожелать тем, кто учится сейчас в школе…».
Именно эти 44-50 летние женщины теперь собираются уходить из школы, по меткому народному выражению, «только вперед ногами». Уважаемый эксперт в образовании областной депутат Леонид Глок бьет тревогу: когда они, 40-50-летние,уйдут, работать в школе будет некому! На самом деле, ситуация ровно наоборот. Работать в школе некому, потому что они не уходят. Они встроились в систему натаскивания на ЕГЭ (там же нет творчества!), они исправно пишут все требуемые чиновниками бумажки и отчеты, они пристроились к платным образовательным услугам, и чем больше мы повышаем им зарплату, тем хуже дела в школе. Дети не хотят учиться, вузы не перестают паниковать по поводу качества абитуриентов, молодым педагогам не дают ни свободы, ни творчества, ни денег, а мы продолжаем думать, что, завалив школу деньгами, можно решить все проблемы. В общем, случилось то, о чем давным-давно осторожно предупреждала спикер Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская, когда областные депутаты принимали очередное решение о повышении зарплаты педагогов до уровня средней по экономике: «Теперь надо внимательно присмотреться к эффективности расходования бюджетных средств. И в полный рост встает проблема качества образования…».
Ну а про количество вы все теперь знаете…
Андрей Остров