Где прогуливается основная часть томичей? Лагерный сад, Набережная Томи в районе площади Ленина, Белое озеро — вот первое, что приходит в голову. Есть еще небольшие скверы в каждом районе. Немного для города с населением более чем 500 тысяч человек. Так подумали и в мэрии и затеяли реконструкцию довольно большой площади у «Томских товаров», у которой сейчас ни четкой структуры нет, ни даже названия.
Конкурс на название объявили, проект написали, пришло время поговорить о том, что получилось. Накануне в городской администрации эту тему обсуждали представители муниципальной власти, бизнесмены, которые владеют площадями в «Томских товарах», и активные представители общественности.
«Сегодня мы собрались по одному вопросу — обсуждение общественного пространства. Мы раньше договаривались, что общественное пространство, которое входит в программу «Наш Томск», мы будем обсуждать все вместе, чтобы послушать друг друга, позадавать вопросы, выработать какие-то иные решения, — с таких слов начал заседание мэр Томска Иван Кляйн. После Кляйна слово взял руководитель архитектурного бюро «Стиль» Сергей Худяков, один из авторов проекта. Он рассказал об истории площади и планах на ее реконструкцию.
Раньше площадь была ипподромом. В 70-х площадь начала оформляться по периметру, появилось здание «Томских товаров». Между тем, по мнению докладчика, площадь начала активно осваиваться только года два-три назад. Были поставлены малые архитектурные формы, организована фотовыставка к 70-летию Победы. Попытались сделать зимние городки.
«Особенность площади на данный момент — она используется функционально по периметру. С южной стороны она ограничена территорией детских городков, с запада — со стороны улицы Красноармейской — сделана Аллея стройотрядов, она достаточно красиво обустроена, и скамьи для отдыха в основном размещены именно в районе этой аллеи. А сама площадь — фактически это транзитное пространство, которое в настоящее время никак не используется, люди просто проходят мимо нее, — отметил архитектор. — Я бы кардинально ничего не менял в плане сложившийся пешеходной инфраструктуры. А весь акцент сделал бы на улучшении этой структуры и качества дорожного покрытия».
Дорожное покрытие не только на дорогах, но и на дорожках для томичей — тема больная. Архитектор и консервативно настроенных жителей ближайших домов порадовал: маршрут менять не придется, и «на ранку подул». После чего перешел к тому, ради чего все собственно и собрались — непосредственно к проекту.
Для придания центричности площади предлагается на месте клумбы построить фонтан диаметром целых20 метров(для сравнения, диаметр фонтана на Новособорной -11 метров). Максимальная точка струи — до14 метров. Фонтан планируется не просто большим, но еще музыкальным и с ночной подсветкой.
Помимо этого, предлагается сделать единый паспорт здания «Томских товаров» и качественную красивую рекламу, либо параллельно магазинам высадить голубые ели, чтобы закрыть фронтальную часть, а также расширить парковку. Не забыли и про детские городки.
«Что касается детских городков, мне кажется, эта зона активно осваивается, я бы здесь сильно ничего не менял, только в качестве улучшения качества предлагаемых услуг, качества самих аттракционов. Оно должно быть выше. Нужно уходить от этих разношерстных, разномастных аттракционов, иначе мы превращаем все это в не очень визуально красивый сгусток», — предложил Худяков.
Новая трактовка образа площади потребует и другого формирования зимних украшений. Рассматриваются варианты размещения ели в центре фонтана, а также использование его основания для установки светодиодного фонтана, как на Новособорной. Вокруг предлагают сделать каток.
«Данная схема позволит поэтапно — подчеркиваю, поэтапно — осваивать территории. Есть финансовая возможность — осваивается первая очередь. Далее можно сегментами осваивать площадь. Это позволит равномерно вкладывать деньги инвесторов, отслеживать их. Постоянно площадь будет в работе», — подвел итог архитектор.
По словам главы администрации Кировского района Валентины Денисович, содержание сквера будет обходиться примерно в 2,5 миллиона рублей в год.
После выступления Сергея Худякова было предложено задать вопросы. Поначалу никто не решался.
«Я так понимаю, концепция одобрена, Сергей Юрьевич, вопросов никаких нет», — пошутил координатор встречи Андрей Остров. Шутка представителям общественности смешной не показалась, и вопросы сразу появились. Первым высказался житель дома, в котором расположены «Томские товары»:
«Я живу на пятом этаже, и мне оттуда все видно, как говорится. Вот предлагают площадку там для автомобилей. Я думаю, что туда лучше кафе детское поставить. Потому что эти автомобилисты ездят по всей территории, по всем этим пешеходным дорожкам. И огородить площадку заборчиком металлическим, чтобы машины не могли туда попасть. Потому что пешеходы ходят, дети там гуляют. И второй вопрос у меня есть: а воду для фонтана откуда возьмете? Из нашего дома? Я член совета дома этого дома. У нас проблемы со всеми этими коммунальными хозяйствами. И вот интересует меня, откуда возьмется вода?».
Но такого вопроса Худяков явно не ожидал и заметил, что это вопрос не к архитектору, а скорее к подрядчику. Мэр же уточнил у выступавшего жильца, есть ли сейчас проблемы с напором воды в его доме. Как оказалось, нет — просто люди волнуются. А представитель инвестора Андрей Сальников заметил, что водоснабжение фонтана не повлияет на жителей: и перепадов давления не будет, и воду никто забирать у них не собирается.
«Теперь что касается автостоянки. Вы отчасти правы как житель, но когда размещали магазин «Томские товары», требования к размещению автостоянок были одни, сейчас — другие. Вы знаете, у нас дискуссия ведется, были приняты правила игры, которые увеличивают количество машиномест рядом с домами. И вот сейчас «Томские товары» представляются не единым магазином, насколько я знаю арендаторов там много. Функции магазина изменились, и требования по количеству машиномест тоже ужесточились в сторону увеличения. Здесь нужно искать разумный компромисс. И стоянку можно разместить при желании по нормам, чтобы не было никакого беспокойства для жителей, и отделить ее от жилой части зелеными насаждениями», — ответил на вопрос архитектор Худяков.
Но не только вода и стоянки волнуют жителей. Как оказалось, любые изменения на площади общественностью не приветствуются.
«Здравствуйте, уважаемое собрание, я тоже проживаю по этому адресу, и мне также видно все — скажем, праздники и действия, которые проходят на этой площади, — начал еще один выступающий. — У меня большая просьба от всех жильцов дома по адресу Красноармейская, 122, — как можно меньше устраивать всяких шумовых мероприятий. Мы слышим каждое слово гуляющих и сидящих на лавочках, людей, матерящихся вечером, и все такое. А днем — вы понимаете, что некоторые люди работают посменно, и днем им надо поспасть, — так вот, если днем начинается какой-нибудь детский праздник с громкоговорителем — ну, вы представляете, как нам живется в это время. Это первая просьба.
Вторая просьба — по поводу светотехники. Я, конечно, понимаю, что украшение елки, фасада – это, может быть, красиво, но нам, жильцам, вечером хочется все-таки темноты, чтобы отдохнуть. Желательно после десяти часов по минимуму включать всю эту светотехнику, чтобы она не светила нам в окна.
Третья просьба: наверное, все вы знаете, что после тех реконструкций площади, которые произвела администрация, стал увеличиваться поток людей туда. С детьми. Так вот, мне бы хотелось акцентировать внимание, почему они стали приезжать. У людей из-за вашей застройки города осталось очень мало мест для отдыха, и вот эта площадь, она одна из этих мест отдыха, куда люди могут спокойно с детьми прийти, пообщаться и погулять. Так вот, я предлагаю ничего никогда не строить на уже свободных пространствах. Вот вы говорите: кафе построить. Чем меньше вы будете строить, тем больше будет нравиться людям. Поэтому никаких фундаментов, никаких зданий, никаких сооружений и так далее. Потому что они потом будут использоваться уже не как детское кафе. Поэтому я против застройки любого квадратного метра свободной площади, так же как и все жители нашего дома. Огромная просьба к администрации, к мэру города, чтобы никогда там больше ничего не строилось».
После этой просьбы зал начал тихонько переговариваться. А представители власти впали в ступор. Обычно они слышат просьбы, а порой и требования срочно что-нибудь построить, отремонтировать, привести в порядок, а тут решили построить, отремонтировать, привести в порядок и в ответ получают «А нам и так сойдет». Сойдет без праздников, обойдемся без иллюминации, без большого современного фонтана, который станет украшением города. А ведь его еще и строить придется, шуму будет — кошмар.
«Мне кажется позиция «чем хуже, тем лучше», это не совсем позиция, которая в умном городе должна обосновываться. Давайте там ничего не будем строить, давайте оставим, как есть, чтобы больше туда никто не ездил. Проблему с освещением — тут вы правы — нужно решать. И она решается: просто с определенного часа освещение приглушается и все, вопросов нет. Что касается капитальных сооружений, кроме фонтана, там ничего не будет, — ответил на этот вопрос-просьбу координатор встречи Андрей Остров
За проект, предложенный архитектором Худяковым, из жителей близлежащих домов выступил только ветеран ВОВ.
«Я, в отличие от всех, заинтересован в таком проекте по следующей причине: я участник Великой Отечественной войны. Это я говорю, чтобы вы определили мой возраст. Я участвовал в строительстве «Контура», проработал в нем 55 лет и в прошлом году ушел на пенсию. Живу я прямо напротив скульптуры в честь наших стройотрядов, любуюсь ею. Можно только радоваться, что этот проект когда-то воплотится в жизнь».
В заключительном слове мэр Томска Иван Кляйн пообещал учесть высказанные пожелания, но заметил, что угодить абсолютно всем в рамках одного проекта никак не получится, однако, и не делать ничего, — неподходящий вариант. Смирятся ли жители района с тем, что какие-то их пожелания не будут учтены, или будут отстаивать свою точку зрения, пока неизвестно. Но удобная позиция «и так сойдет» героя известного советского мультика ни к чему хорошему не привела.
Анастасия Лосева