Сегодня весь мир отмечает интересный праздник — Международный день рыбака. И сегодня Томск.ру решил порадовать своих читателей беседой с представителем особого вида спорта — рыболовного. Директор зоркальцевской школы Андрей Червонец — не просто рыбак. Он возглавляет Федерацию рыболовного спорта Томской области.
— Андрей Михайлович, расскажите, что за организация — Федерация рыболовного спорта?
— Самая массовая общественная организация рыбаков в Томской области — это, конечно, Облохотобщество. Там порядка 25 000 членов. Я там состою как рядовой член этого общества уже 25 лет. Вторые по численности — это мы, Федерация рыболовного спорта Томской области. Мы единственные в Томской области имеем государственную аккредитацию на развитие рыболовного спорта. Она дает право присваивать спортивные разряды, организовывать квалификационные соревнования, которые включены во всероссийский календарный план, представлять область на официальных соревнованиях. У нас около сотни зарегистрированных членов. Финансирование федерации складывается из разных источников. У нас есть небольшая поддержка государства, они покупают нам медали, грамоты, кубки. Кроме того, где-то раз в год мы ездим на всероссийские соревнования, и в этом нам помогает областной департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту. Как правило, это чемпионат России — зимняя дисциплина по мормышке. Также мы сами зарабатываем деньги — организовываем корпоративные рыбалки. Они набирают все большую популярность в последние годы.
— Как вообще происходит организация корпоративной рыбалки?
— К нам обращаются с просьбой организовать рыбалку. Мы выбираем время, согласовываем с ними водоем — чаще всего Кандинское водохранилище или озеро Родничковое в Шегарском районе. Затем мы им организуем все по правилам: делаем разметку, обеспечиваем судейство, подведение итогов. На их выбор варим им либо плов, либо уху. Причем, у нас очень квалифицированные члены федерации в том, что касается пищи. Они это умеют делать здорово. Потому что спортивная рыбалка — это, во-первых, кулинария, искусство прикормом подманить рыбу. Поэтому все — хорошие кулинары. В этом году второй год проводили корпоратив для одной крупной организации, по телефону согласовываем, что делаем, и фраза в конце от них: «Только плов обязательно, мы ваш плов весь год помнили». Такие корпоративы, в принципе, востребованы.
— Какие еще вы проводите мероприятия?
— Еще мы занимаемся праздниками. Фестиваль на Белом озере мы когда-то придумали, он проводится 1 июня для детей. Теперь там второй год другие организации, но мы все равно помогаем, удочки свои предоставляем, инструкторы наши были там при детях.
— Чем рыболовный спорт отличается от любительской рыбалки?
— Мы там жестко ограничены спортивными правилами. Нужно в определенный временной промежуток поймать больше всех рыбы по весу. Разные дисциплины в рыболовном спорте есть, разная продолжительность соревнований: три часа, пять часов, семь часов, есть даже 72 часа подряд — это ловля карпов, карпфишинг. У нас в области завелась парочка любителей такой рыбалки. Я считаю, что чтобы быть карпфишером, надо быть богатым и безработным. Оборудование там очень недешевенькое. На любую дисциплину рыболовного спорта нужно специальное оборудование.
— Какие бывают дисциплины?
— Основные дисциплины, которые мы популяризуем в Томской области, это зимняя мормышка, или ловля рыбы на мормышку, поплавочная удочка, спиннинг, это ловля хищников, зимняя блесна. Карпфишинг есть, там парные соревнования, у нас пока только одна пара сложилась. На соревнованиях у них на все 72 часа план расписан, спать некогда, хотя палатка есть.
— Когда вы сами впервые удочку в руки взяли?
— Трудно вспомнить, когда это было в первый раз, но точно помню, что, так как я сельский житель, я еще до школы убегал с удочкой на речку без разрешения родителей. Не помню, когда точно это было, одно из первых воспоминаний, это как за мной мама идет поздно вечером на речку, и для порядка несет с собой большой калиновый прут. И, помню, на этот прут смотрю и думаю, что из него неплохая удочка получилась бы. Раньше в деревнях взрослели раньше, и детей отпускали на речки раньше.
— Кто вам привил такую любовь к рыбалке?
— У меня было два деда, оба участники Великой Отечественной войны. Один из них пришел с войны без рук. Но он ходил на рыбалку на эту же речку все равно. Он и на охоту ходил без рук. Дома ему ружье заряжали, у него оставались от рук культи, он привязывал к ним ружье и шел. И рыбачил так же. Так как речка за огородом была, у него там поставухи на налимов всегда стояли. Я думаю, что он азартнее всего был. Наверное, это в генах что-то с этой стороны. У меня и отец азартный был в этом отношении. Не то, чтобы он мне привил, мне всего четыре года было, когда он умер, я его все больше по рассказам знаю.
— В какой момент рыбалка стала для вас не отдыхом, а спортом?
— До 2005 года я больше охотился. Сезон открывался где-то с 25 августа, и по 1 марта я охотился, даже первый лед пропускал, только охотился. А первый лед — это рыболовный праздник, святое дело. А потом, когда двоюродный брат, с которым я охотился, погиб, я охоту забросил, стал больше рыбачить. В 2005 году я случайно встретился с немногочисленными тогда томскими спортсменами — Владимиром Адольфовичем Дельва и Валентином Викторовичем Ждановым. Это основатели томского рыболовного спорта. К сожалению, сейчас они оба уже ушли из жизни. Они и увлекли меня. Но в принципе, тут все совпало, созрело. Наловились просто рыбы уже достаточно много в своей жизни, и интереснее стало ее ловить в сравнении с другими. На скорость, на время, на вес. Добровольно загоняем себя в жесткие рамки, в которых поймать что-то трудно, но в сравнении с другими. С другой стороны, просто на речке двое сидят и рыбачат — уже соревнуются, даже если не спортсмены. Рыбаки-спортсмены — люди либо непьющие, либо малопьющие. Это спорт и здоровый образ жизни.
— Куда вы деваете выловленную на соревнованиях рыбу?
— Знаете, в летнее время, как правило, мы соревнуемся по принципу «поймал-отпустил». Мы стараемся летом максимально сохранить рыбу и выпустить. Поплавочные удочки у нас хорошие, сетчатые длинные сачки. Зимой, понятно, когда соревнуешься, ее не спасешь. Там ее выловил, на мороз надо понести на взвешивание, и там ее не сохранишь. Тогда домой забираем, не выбрасываем точно.
— Много рыбы вылавливается за одни соревнования?
— По-разному, смотря какие дисциплины, условия, время года. Наша упомянутая пара карпятников на предпоследних соревнованиях в мае в Кемеровской области поймали 103 килограмма. Карпфишинг только по принципу поймал-взвесил-отпустил. По-разному бывает. На спиннинговых соревнованиях и до 50 килограммов за тур ловили. Бывает, на малорыбных водоемах соревнуешься, тогда считанные граммы решают все. В этом году наши спортсмены ездили на Байкал, там традиционно проводятся соревнования «Байкальская рыбалка». Собирается до 200 команд по четыре человека в каждой команде. Они в этом году заняли пятое место, поймав 34 грамма на самом рыбном водоеме в мире. Они ловили местную байкальскую мелкую рыбку, бычок какой-нибудь байкальский, ширики они называются. Они сказали, что взвешивание было вместе с пакетом, который был выдан под рыбу, а я-то знаю, что пустой пакет граммов 20 весит.
— У вас есть спортивные приметы?
— На любительской рыбалке есть примета: если мы куда-то приезжаем, и нам кто-нибудь из местных говорит, что здесь рыбы нет, мы абсолютно уверены, что мы здорово половим и много поймаем. Это верная примета, которая всегда срабатывает, это надежно. Другая примета: негативно отзовусь о приманке друга, тогда он обязательно поймает. Звонок жены друга. Просто колдунья. Если говорит, что мы ничего не поймаем, можно сразу домой собираться. На соревнованиях примета моего лично успешного выступления — это сильные соперники, собранные в одной зоне.
— На спортивной рыбалке есть какие-то секреты и премудрости?
— Конечно. Все дисциплины спортивной рыбалки, кроме спиннинга, — это искусство приманить рыбу, собрать ее прикормкой. Надо чего-то им преподать вкусненького. Если у тебя получится лучше всех других собрать в кучу рыбу, она попадется хоть на что. Поэтому рыбаки-спортсмены — хорошие кулинары. Если рыба неактивная, пытаешься ее раздразнить как кошку. Катаешь у нее под носом чего-нибудь, провоцируешь.
— Какой у вас был самый большой улов?
— Личный рекорд — щука под 15 килограммов и карп 14 800 граммов. Окунь у меня есть трофейный — 2 560 граммов. Даже приз мне однажды за него дали от журнала «Спортивное рыболовство», мне прислали лодку.
— У вас наверняка были на рыбалке интересные случаи?
— Приключений там всегда хватает. Однажды поймали щуку, а у нее внутри была целая утка, недавно проглоченная. Это была середина сентября, щука была не огромная, килограммов пять. Правильно раздразненная рыбина, которой явно кусок в голову не лез, схватила большую приманку. Она не хотела, а укусила.
— Что вам дает рыбалка?
— Она помогает отвлечься от повседневных забот, прежде всего. Не сказать, что сильно отдыхаешь, потому что, как правило, приезжаешь оттуда очень усталый. Обычно либо рано утром на рыбалку уезжаешь, в два часа ночи по нынешнему часовому поясу, либо поздно вечером: уехал, два-три часа в палатке поспал и весь день рыбачил. Плюс километров 300-400 еще за рулем проехал. Это уже не за огород выйти. Домой приезжаешь — тебя аж штормит.
Наталья Чалык