Наверняка многие задавались вопросом: как получают натуральные соки посреди зимы? Чтобы ответить на этот вопрос отправляемся на одно из крупнейших предприятий области, которое занимается производством продукции из дикоросов. Заодно попытаемся выяснить, как натуральная продукция храниться длительное время без использования консервантов.
Компания, которую мы посетили, была основана в 2000 году на базе тепличного комплекса «Кузовлевский», находится она за городом недалеко от Томска.
Как театр начинается с вешалки, так любое предприятие начинается с проходной. Здесь, как и на многих других производственных предприятиях, вход по электронным пропускам, но журналистов сегодня на территорию впускают без них. Провести экскурсию для представителей СМИ вызвался сам генеральный директор предприятия Андрей Никитин. Корреспонденты еще на входе пытаются узнать все и сразу, но глава компании поток вопросов обрывает, предлагая сначала пройти по территории.
Первым делом отправляемся на склад сырья, отсюда и начинается весь производственный процесс. С улицы, где температура воздуха +20 градусов, журналистам предлагают пройти в холодильную камеру, где температура -20 градусов. Здесь в коробках и ящиках хранятся ягоды и грибы, которые были заготовлены еще в прошлом году. Сейчас холодильники полупустые, так как новый сбор еще впереди, но, как уверяет гендиректор, сырье заготавливается впрок, и его всегда хватает, чтобы процесс производства не прекращался в течение всего года.
«На территории предприятия расположено три холодильные камеры, которые позволяют размещать на месте более 1,5 тысячи тонн заготовок в замороженном виде, — рассказывает Андрей Никитин. — Кроме того, у нас есть холодильные рефрижераторы и шокеры в Томской области на местах заготовки ягод, грибов и другого сырья. В прошлом году был построен логистический центр в Алтайском крае, там заготовки хранятся в объемах до двух тысяч тонн».
Дикоросы для производства собирают на территории Томской и Новосибирской областей, Алтайского края. Последние годы приоритетным направлением работы компании стала глубокая переработка ягод, в основном облепихи, которая в избытке произрастает на территории Алтайского края, Иркутской области и Бурятии.
«На территории Томской области располагается 12 контейнеров для приема дикоросов, — продолжает глава компании. — В первую очередь на территории региона собираются черника, голубика, калина, брусника, клюква, естественно, грибы и кедровый орех. Правда, учитывая труднодоступность мест для сбора ягоды в Томской области, у нас выбирается всего процентов десять от общего объема, который можно собрать в нашем регионе».
Участвует в процессе производства и импортное сырье.
«Из Сербии поставляется вишня, уже очищенная от косточек. Из Кемеровской области вишня поступает с косточкой. Она используется для изготовления соков. Ее можно отдавить, а вот для варенья или конфитюра, где сырье должно быть использовано без косточки, мы приобретаем импортную продукцию», — поясняет глава компании.
По поставке сырья предприятие также сотрудничает с Азербайджаном и Китаем. Китай, например, является лидером по поставке томатов.
«В этом году будет первый опыт сотрудничества с Краснодарским краем по томатной группе продукции, — делится Андрей Никитин. — Радует, что яблочную пасту раньше тоже завозили с Ирана или с Китая, работали на импортном сырье. На сегодняшний день ряд заводов Краснодарского края смогли эту тему закрыть».
После склада с сырьем направляемся в соседнее здание. Здесь все строго — надеваем халаты, бахилы и шапочки. Минуя стеклянную дверь и длинный коридор, попадаем в цех, где по пакетам фасуют перетертую с сахаром ягоду и упаковывают эти пакеты в коробки.
«В цехе стоят две линии, на той, что сейчас работает, по пакетам разливают перетертую землянику, на второй — соки, обогащенные пектином. Протертая ягода, помимо российского рынка, также поступает на рынки Казахстана, Монголии и Израиля, — продолжает экскурсию глава компании. — Фасовка ягоды в такой упаковке пользуется большим спросом среди покупателей. Производство продукта в подобном виде занимает около 70 процентов от общего объема протертой ягоды».
Весь процесс полностью автоматизирован. Этот небольшой агрегат способен фасовать две тысячи пакетов в час. А вот для того чтобы готовую продукцию уложить в коробки и отправить на склад, у каждого конвейера работают по четыре человека.
Пройдя еще по одному небольшому коридору, попадаем в цех по переработке облепихи. Сейчас здесь тихо и никого нет, производственный цикл завершился, а в самом помещении провели тщательную уборку.
«Совместно с научным немецким центром в 2013 году мы установили оборудование по глубокой переработке плодово-ягодного сырья. Это позволило увеличить объемы сокоотдачи ягоды, увеличилось качество получаемого продукта, получилось практически безотходное производство, — с гордостью рассказывает Андрей Никитин. — Из облепихи на данном оборудовании мы получаем сок, косточку и концентрат облепихового масла. Масло у нас закупают фармкомпании. Получается такой бизнес для бизнеса. А раньше в отходы уходило около 15 процентов сырья».
«А при изготовлении масла в отходы уходило еще больше — до 85 процентов сырья, — уточняет главный технолог Павел Нуждов. — Ягоду сбраживали, сверху получали масляную шапку, а все остальное утилизировалось. Сейчас на этом оборудовании перерабатывается 98 процентов сырья».
В прошлом году компания получила биосертификат на продукцию, изготовленную из дикоросов, что позволило фирме выйти на зарубежный рынок. По данному проекту на экспорт уходит около 50 процентов продукции. Запланированная стоимость всех мероприятий вместе с закупкой оборудования и заготовкой сырья составила 200 миллионов рублей. В настоящее время по оборудованию освоено 60 миллионов рублей, планируется, что к концу нынешнего года на его доустановку будет потрачено еще 20 миллионов. Такое наращивание производственных мощностей позволит увеличить выпуск продукции до двух тысяч тонн в год.
Далее направляемся в цех, где разливают сок из диких ягод. На входе вновь надеваем чистые халаты, шапочки и бахилы. В цехе — длинная автоматизированная линия, на которой стеклянные банки стерилизуются, в них разливается сок, на банки клеятся этикетки. Здесь также совсем немного людей, рабочие руки требуются лишь для того, чтобы поставить на конвейер пустые банки и снять с него готовую продукцию, которую затем направляют на склад.
За стеклянными дверьми в соседнем помещении расположился цех по разливу кедрового молочка. В цехе бутылочки стерилизуются, затем в них разливается кедровое молоко, и герметично закрывается крышка. На выходе чудо-машина определяет, какая из бутылочек закрыта негерметично. Фасовщица изымает такую бутылочку, молоко из нее идет в брак, а сама бутылка разбивается. Чаще всего причиной негерметичности упаковки служит дефект бутылки, потому их и уничтожают, чтобы не использовать в дальнейшем. В цехе в течение часа изготавливают около двух тысяч бутылочек с кедровым молочком. Благодаря стерильной обработке тары молочко, как и соки, может длительное время храниться в холодильнике. А вот после вскрытия молочко хранится не дольше двух суток.
Конечный пункт экскурсии, как и полагается, — склад готовой продукции. В помещении площадью 2,5 тысячи квадратных метров хранятся соки, соусы, томатная паста, джемы и варенья. Склад полностью забит, но, как признается директор компании, спрос на продукцию большой, и этих запасов хватит менее чем на две недели.
Говоря о развитии компании, Андрей Никитин упоминает о том, что в скором времени планируется увеличение объемов производства начинок.
«Сам цех планируется воздвигнуть через два-три месяца. Оборудование должно поступить через четыре-пять месяцев, — делится планами глава компании. — Само производство мы планируем запустить в ноябре».
Изготовлением оборудования для производства начинок занимается отечественная компания, стоимость проекта составит порядка 560 миллионов рублей. Это позволит увеличить объемы продукции на 500 тонн в месяц.
Подводя итог прошедшему пресс-туру, можно с уверенностью сказать, что перетертая ягода и соки, которые мы видим на магазинных прилавках, выращиваются не в теплицах с использованием пестицидов, а собираются в лесах нашего и соседних регионов. Хранится все это долго благодаря правильной обработке тары, также, как и в домашних заготовках: главное — это стерильная посуда. Так что томские сладкоежки могут смело приобретать продукцию местного производителя.
Валентина Бейкова. Фото: Валентина Половникова