Сегодня — пять дней с тех пор как пропала томичка Альфия Габбасова. Уйдя на работу из дома по улице 1-й Заречной, 53, женщина 1970 года рождения словно исчезла. Возможно, уехала на попутке. Все это время идут поиски Альфии. Силами и полиции, и волонтеров из поискового отряда «Лиза Алерт». Накануне журналист Томск.ру присоединилась к группе поисковиков.
Приехав на остановку «Обручева», оказываюсь в растерянности — куда идти и где искать тех, кто занимается поисками пропавшей 10 мая Альфии Габбасовой, я не знаю. Вижу впереди человека в камуфляже. «А вы случайно не из поискового отряда?», — спрашиваю.
Так знакомлюсь с Лешей, который присоединился к отряду «Лиза Алерт» только на четвертый день поисков Альфии. Он живет в районе, где пропала женщина. Несмотря на то, что опыта поисковых работ у Леши не так много, своим знанием местности он очень сильно помогает опытным «алертовцам».
14 мая на месте сбора все оказались, наверное, только через полчаса после заявленных 16.40. Шесть волонтеров, каждый из которых посвящает свое личное время такой непростой деятельности.
Наконец все в сборе, и Лена — старшая поисковой группы — начинает раздавать гематогенки. В дороге пригодятся — поиски предстоят долгие. Например, в прошлый раз волонтеры прочесывали местность с вечера до утра, без перерыва на ночевку. Снабдив участников группы провиантом, Елена осматривает, кто как одет. Мне выдают ботинки и шапку, предлагают перчатки и куртку. Остается только заправить штаны в носки — от клещей, и мы уже готовы идти по лесополосе.
Недавно Галю — одну из волонтеров «Лизы Алерт» — укусил клещ, и поэтому сегодня она работает в штабе. «Отличный толстый энцефалитный клещ, но я привита, поэтому не боюсь», — говорит девушка. Работа в штабе пусть и не такая интересная, но очень ответственная. Галина остается в машине и является связующим звеном между нами. А это значит, что она принимает и записывает всю информацию, которую мы передаем по рациям.
Разделившись на две группы, идем буквально в пятнадцати метрах друг от друга. В каждой группе по три человека, один из которых — за старшего. Такие тройки называются «лисами». При себе у старшего рация и фонари, которые бьют лучше, чем фары. Это подарок от московской «Лизы Алерт».
По рации Лена передает: «Работаем не на скорость, а на качество. Если идете медленно, ничего страшного. Главное, чтобы мы полностью закрыли участок и были уверены, что здесь ничего нет».
Просматриваем участок очень внимательно. Ничего, что может оказаться уликой, трогать нельзя. Максимум — приподнять.
«Ну, ребята, Москва ветерана нашла. Через пять суток! Живого! И мы найти должны! Там четыре отряда «Лизы Алерт» участвовало. Девятьсот километров лесополосы пешком пройдено, сотни квадрациклов были задействованы, авиация», — все это Лена говорит с улыбкой. Вообще все участники поисков настроены очень положительно.
«Лопату надо? Сапоги резиновые надо? Пойдёмте, покажу, где валяются, — смеётся Лена. — Илюша, тебе жарко? Раздевайся! Клещей насобирай, а мы за тобой!».
По рации вторая «лиса» передает нам: «Нашли оторванный карман. Оторван недавно. Какого цвета были карманы на куртке?». «Стойте на месте, мы сейчас подойдем», — отвечает Лена и сразу же просит штабницу Галю позвонить мужу Альфии Ренату чтобы уточнить эту информацию. Мы, пройдя кусок лесополосы, возвращаемся в штаб, где Ренат уже рвется сам взглянуть на найденный карман. Просто взгляд на фото его не устраивает.
Пока мы стоим и болтаем, мои новые знакомые замечают ребенка, идущего одного. Решено не ждать: сразу же начинают подзывать всех взрослых, которые находятся рядом. Мама оказывается совсем близко, никто никого не потерял, но у «алертовцев» уже выработался рефлекс: ребенок не должен идти один, тем более по лесополосе, да еще и рядом с рельсами.
«Недавно был случай, когда искали девочку. Опрашивали людей. В одиннадцать часов вечера они ее видели. А почему не остановили?», — с возмущением вспоминает Галя. Она сама мать двоих детей, да еще и воспитатель в детском саду.
Все снова разделяются: Лена, Леша и Ренат едут прочесывать новый отрезок и смотреть на предполагаемую улику, а трое других «алертовцев» — Женя, Леша и Ваня — идут просматривать ту местность, которую уже осматривали в самую первую ночь. Мы с Галей остаемся в штабе, и она начинает рассказывать о себе и о поисковой работе.
Именно в этом отряде Галина чуть больше шести месяцев. До этого она один раз помогала «Лизе Алерт» в поисках в Москве, хотя и приехала в город по совершенно другому поводу. Здесь же долго приглядывалась к отряду, потому что, по ее словам, «можно даже из самого хорошего дела сделать балаган».
Штабница рассказывает: «Мой собственный сын пропал на час и двадцать минут, мне этого хватило навсегда. Ему тогда было всего четыре года».
К масштабным поискам Галина старается подключать своих знакомых туристов. «Людей не хватает катастрофически. Именно поисковиков в отряде, к сожалению, у нас немного. Волонтеры приходят, но вот пропал человек, и — смотрите, сколько нас всего этого человека ищет. Это отсутствие гражданской позиции меня печалит, — говорит Галя. — Я считаю, что нужно искать до упора. Даже когда уже ясно, что человека, скорее всего, нет в живых, все равно нужно искать. Потому что лучше один раз оплакать и жить дальше, по-другому, но — жить, чем жить все время в поиске. Это несчастнейшие люди, которые ищут своих близких всю жизнь.
На самом деле сейчас как раз такой очень сложный случай. Мы опросили очень многих людей, потому что с полицией все равно не так охотно общаются, как с нами. Мы разговаривали с подругами Альфии, с подругами подруг. Разговаривали с ее коллегами, родственниками из других городов.
Женщина такая хорошая, хоть бы нашли ее… И вся семья замечательная: они готовы выложить уже любые деньги, чтобы Альфия нашлась, готовы все продать и отдать. Мы их от этого отговорили, потому что есть категория людей, которые наживаются на чужом горе, и ничего с этим не сделаешь…».
Мы еще долго разговариваем с Галей, прерываясь на запись данных, которые передает Лена. Вскоре все возвращаются в штаб, а я как раз собираюсь уезжать.
Напоследок «алертовцы» несколько раз спрашивают, когда будет готов материал. Они вообще стараются вести очень активную информационную политику в интернете, потому что понимают, сколько людей может увидеть там информацию о пропавших. Но даже в Сети, где нужно нажать всего пару кнопок для того чтобы помочь в поисках, люди не всегда делают это.
«Когда Альфия исчезла, я разместила на странице ориентировку и потом увидела, что ее репостнул только один человек, а у меня друзей около четырехсот, — говорит Галя. — И это был человек, который находится в Барнауле. Я всем остальным на эмоциях такой постище написала! И сейчас уже репостов почти 800 штук».
Поиски Альфии Габбасовой продолжаются. Вы тоже можете присоединиться к ним — если не прочесывать местность, то расклеивать ориентировки. Связаться с представителями отряда «Лиза Алерт» можно по телефонам 8-962-782-60-49, 8-913-887-74-43 и 8-903-950-88-55.
Анастасия Назарова. Фото автора