Авторские материалы

Война. Время томское. 1945 год

08:15 / 12.05.15
7599
Мы в социальных сетях:

Мы подошли к воспоминаниям о последнем годе войны. Увы, этот и следующий материал о победном 1945-м будут основаны только на архивных документах. Мария Игнатьевна и Александр Трофимович Смирновы, каждый из которых отдал пять лет жизни борьбе за победу в тылу, очень хотели рассказать о своей жизни в то время, но — приболели. Я уверена, у них еще будет возможность напомнить всем нам — какой ценой досталась эта великая и святая Победа… Ну, а пока — хроника военных лет. В конце-концов, в ней тоже — судьбы людей, их переживания, тревоги и радости.

Война. Время томское. 1945 годИз воспоминаний томичей — сотрудников эвакогоспиталей, дислоцировавшихся в Томске, записаны студентами исторического факультета ТГУ, членами студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ) «Памятник», работавшими под руководством старшего научного сотрудника ТГУ В. А. Соловьевой, 1985-1991 годы:

Надежда Иннокентьевна Шипулина, хирург высшей категории, начальник хирургического отделения э/госпиталя № 2484:
«О работе в госпитале Томска: была начальником отделения, всю себя отдала работе, много оперировала. Отделение мое было всегда образцовым. Работала вместе с врачами Бороздиной (ныне покойная), медицинской сестрой Прозоровой Ф. Делали операции: удаление осколков из различных частей тела, ампутации, наложение вторичных швов, лечили переломы костей, переливали кровь, я была донором. Работали ненормированно, по 12-16 часов стояли у операционного стола или разгружали санитарные поезда. Госпиталь 1229 уже долечивал больных (это было после ноября 1946 года)…»

Евгения Александровна Ратникова, медсестра э/госпиталя № 1229, ветеран войны и труда:
«…Контингент раненых был очень тяжелый: в 1-м корпусе лежали раненые с ампутациями конечностей, а это значит, что большинство из них — носилочные больные. Лежали они долго, так как раны после ампутаций заживали медленно, потом им готовились протезы нашим протезным заводом, и нужно было еще время, чтобы научиться ходить на протезах. 2-й, 3-й и 4-й корпуса принимали раненых с различными ранениями (ранения конечностей без ампутаций, ранения грудной клетки, брюшной полости). В 5-м корпусе на проспекте Кирова размещались психоневралогические больные, с ранениями черепа и контузиями…
Весь персонал госпиталя трудился, не считаясь со временем, почти без выходных дней. Особенно тяжело приходилось всему персоналу, когда прибывали эшелоны с ранеными (часто эти эшелоны приходили в ночное время). Кто из раненых мог ходить, добирались в сопровождении персонала до госпиталя пешком, так как машин не хватало, а тяжелораненых доставляли на машинах. В госпитале медработники (врачи, медсестры, санитарки — в основном женщины) разносили раненых на носилках по этажам.
…Над госпиталем шефствовал колхоз из Кривошеинского района (название колхоза не помню). Знаю, что шефы приезжали из деревни Иштан, для раненых привозили продукты, овощи, мед. В основном эти подарки привозили к праздникам… В шефствующем колхозе не хватало рабочих рук. Мужчин, ушедших на фронт, заменяли женщины, старики и подростки. Осенью 1942 года наш госпиталь решил оказать помощь в уборке урожая. Ездили в колхоз человек 15-16 — сотрудники госпиталя и выздоравливающие раненые… В колхозе нас распределили по квартирам и полеводческим бригадам. Работали вместе с колхозниками с раннего утра и возвращались с полей, когда начинало темнеть… В колхозе мы работали недели три…».

Война. Время томское. 1945 годТамара Борисовна Альбицкая, начальник хирургического отделения э/госпиталя №1506. кандидат медицинских наук, доцент Томского медицинского института:
«…в госпитале проходили лечение одновременно приблизительно по 500 человек. Лечили в нем ранения различного характера, но особенно много было ранений конечностей. Было очень много тяжелораненых, но смертельных случаев было относительно немного, врачи делали все, чтобы не допустить этого. Жили врачи в это время очень голодно, потом ввели пайки для профессоров. После того, как госпитали стали свертываться, в Томске была образована больница восстановительной хирургии при институте физиотерапевтических методов лечения. Там долечивались в основном раненые — инвалиды…».

Вера Павловна Бобровская, старшая медсестра э/госпиталя № 1229, ветеран войны и труда:

«… В отделении было 350 больных. Это были ранбольные-ампутанты, наш госпиталь был для ампутантов. Ранбольных мы принимали непосредственно с санпоездов со станции Томск-1. Они поступали большими партиями и почти ежедневно. Были и с ампутированными верхними и нижними конечностями, поступали и такие, которым немедленно требовалось хирургическое вмешательство. Врачи работали день и ночь, не было ни выходных, ни отпусков. Очень хорошо помню: нач.отделений, Мерецкая, Дохнова Анна (отчество не помню), Борейша Галина, Иванова Клавдия Ивановна и др. доктора долгими часами стояли у операционных столов…».

Справка управляющего Томской областной конторой Госбанка в военный отдел Томского горкома ВКП(б) о поступлении денежных средств от граждан Томска на оборону страны, 9 января 1945 года:

«Настоящим сообщаем, что поступление средств от трудящихся города по подписке на военный заем денежно-вещевой лотереи, на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий и др. поступления за время с 1940 по 1944 годы включительно в тыс. руб. составляет:

№№

п/п

Наименование

поступлений

1941г.

1942г.

1943г.

1944г.

Всего

1.

2.

3.

4.

Военный заем

Денежно-вещевая

лотерея

Строительство

танковых колонн

и авиаэскадрилий

Фонд обороны СССР

12898

 

784

 

 

 

23398

 

7524

 

 

1824

 

5478

26150

 

4002

 

 

10212

 

1212

28853

 

7292

 

 

1109

 

528

91299

 

19602

 

 

13145

 

7218

 

ИТОГО:

13682

38224

41576

37782

131264

Зам. управляющего Томской областной конторой Госбанка Я. Н. Субботин».

Война. Время томское. 1945 год

Решение № 4/4 суженного заседания Томского горисполкома «О мобилизации 70 человек для работы на предприятиях Наркомсредмаша», 15 февраля 1945года. Совершенно секретно:

«В соответствии с постановлением СНК СССР от 8 января 1945 года № 42, распоряжением Комитета по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР от 25 января 1945 года № 540 и решением с.з. Томского облисполкома от 10 февраля 1945 года № 005/с, суженный исполком решил:
1. Обязать председателей Куйбышевского райисполкома товарища Панова и Вокзального райисполкома товарища Землякова до 25 февраля 1945 года мобилизовать из числа неработающего населения 70 чел., годных к физическому труду, и направить их для работы на предприятиях Наркомсредмаша, в том числе: Куйбышевский район — подшипниковому заводу 10 чел.; Куйбышевский район — ремонтно-подшипниковому заводу 20 чел.; Вокзальный район — подшипниковому заводу 40 чел.

2. Обязать директоров заводов: подшипникового — товарища Девятова и ремонтно-подшипникового товарища Евтеева обеспечить местами в детсадах детей мобилизованных женщин.

Председатель горисполкома Н. Баранов, секретарь с.з. Горисполкома А. Махнев».

Из постановления Томского облисполкома и Томского обкома ВКП(б) «Об использовании коров на весеннем севе», 15 марта 1945 года. Строго секретно:

«Облисполком и бюро обкома ВКП(б) устанавливают, что при недостатке рабочих лошадей и волов, особенно в районах, не обслуживаемых МТС, затруднения с живым тяглом могут быть решены только за счет широкого привлечения к сельскохозяйственным работам коров как с колхозных ферм, так и особенно коров личного пользования колхозников. Опыт предыдущего года показал, что такие районы как Чаинский, Бакчарский, Парабельский и другие широко использовали коров на сельскохозяйственных работах. Поэтому колхозы этих районов быстрее и лучше справились с проведением полевых работ, собрали хороший урожай, своевременно рассчитались с государством, обеспечили себя семенами и значительно лучше других колхозов сохранили конское поголовье…
Война. Время томское. 1945 год… Облисполком и бюро обкома ВКП(б) постановляют:
…б) привлечь к сельскохозяйственным работам на весеннем севе максимальное количество крупного рогатого скота колхозов и колхозников, за исключением коров и нетелей, имеющих беременность свыше шести месяцев, новотельных коров в течение двух месяцев после отела, высокопродуктивных и племенных коров, быков-производителей и молодняк в возрасте менее полутора лет;
в) изготовить для крупного рогатого скота упряжь в потребном количестве;
г) выделенный для работы крупный рогатый скот подобрать в пары по возрасту, живому весу, а коров — и по времени отела;
д) закрепить выделенный скот за ездовыми и поручить им совместно со скотниками приучить коров к работе в упряжке;
е) использовать коров главным образом на легких транспортных работах, бороновании и мягкой пахоте легкими плугами;
ж) дневную работу коров разбить на 2-3 равных периода с промежутками между ними для отдыха, кормления и дойки в 2-3 часа; для стельных коров и молодняка установить рабочий день не более 6 часов;
з) рекомендовать установить нормы выработки для коров и молодняка в размере, не превышающем 1/3 норм выработки для лошадей, но с оплатой за полную норму;
и) обеспечить выделенный для работы крупный рогатый скот хорошими разнообразными кормами, назначить для ухода за скотом опытных скотников и установить им оплату труда наравне с конюхами.
2. Рекомендовать правлениям колхозов привлечь к полевым работам бычков и коров колхозников, установить такой порядок, чтобы колхозники работали на принадлежащих им коровах…

Председатель Томского облисполкома В. Куперт, секретарь Томского обкома ВКП(б) А. Семин». 

Ирина Костина

Материал подготовлен при содействии администрации Томска