Авторские материалы

Война. Время томское. 1944 год, часть вторая

00:43 / 12.05.15
6754
Мы в социальных сетях:

Есть семьи, где, к сожалению, сейчас о годах жизни во время войны могут рассказать лишь те, кто в то время был ребенком. Так что воспоминания — очень обрывочные… Я из такой семьи. И по отцовской, и материнской линии мои родные — из числа репрессированных. Война встретила их в Каргасокском районе Томской области. Семья матери — мои прабабушка и прадед (обоих уже очень давно нет в живых) с кучей ребятишек (всего их у Анастасии и Михаила Неворотовых было 12, двое умерли) — жили тогда в маленькой деревне Лозунга.

Война. Время томское. 1944 год, часть вторая

Постановление Новосибирского облисполкома и бюро Новосибирского обкома ВКП(б) «О присуждении переходящего Красного знамени обкома ВКП(б) и облисполкома и вручении на хранение ордена Ленина Нарымскому округу», 27 марта 1944 года:

1. За лучшее проведение сельскохозяйственных работ и своевременное выполнение обязательств перед государством по заготовке сельскохозяйственных продуктов за 1943 год передать Нарымскому округу на хранение Орден Ленина и присудить навсегда переходящее Красное Знамя обкома ВКП(б) и облисполкома. Орден Ленина и переходящее Красное знамя вручить на окружном митинге в г. Колпашево.

2. Обязать облпотребсоюз (товарищ Амосова) выделить для продажи лучшим работникам сельского хозяйства и руководящему составу округа промышленных товаров на 100 тысяч рублей. Облисполком и бюро обкома ВКП(б) призывают колхозников, колхозниц, работников машинно-тракторных станций и всех специалистов сельского хозяйства Нарымского округа к еще более самоотверженной работе в 1944 году, к быстрейшему окончанию всех подготовительных работ и успешному проведению весеннего сева, к получению еще большего урожая сельскохозяйственных культур и повышению продуктивности животноводства.

Председатель Новосибирского облисполкома И. Гришин, секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) М. Кулагин». 

Наталья Михайловна Неворотова:

«Мне было семь лет, когда началась война. Не помню, как я про это узнала. Видимо, по радио объявили — в доме у нас радио было. Но есть момент, который запомнился, — как уходила воевать молодежь. В деревне у нас было много молодежи, и им стали присылать повестки. А добираться до Каргаска (райцентр — приме. Ред.) надо было либо на пароходе, либо по мосту через речку и дальше пешком. И пароход за ними в положенное время не пришел — случилось что-то. А пока его ждали, парни с девчонками и те, кто их провожал, танцевали на мосту. Потом разошлись по домам до утра, а утром вышли — нету моста, сломался и рухнул в реку. Так что еще некоторое время они дома побыли, пока все же не пришел пароход забирать их».

Война. Время томское. 1944 год, часть вторая

Распоряжение № 65 Нарымского окрисполкома о выделении пиломатериалов и строевого леса на ремонт музея И. В. Сталина в селе Нарым, 12 августа 1944 года, г. Колпашево:

«Учитывая, что в селе Нарым нет строевого леса из местных фондов, а отсутствие последнего срывает производство ремонтных работ, проводимых в музее И. В. Сталина, — обязать окрлеспромхоз товарища Мандровского передать Нарымской сплавконторе из Парабельского райлесхоза 40 кубометров деловой древесины в погашение отпускаемых сплавконторой 20 кубометров пиломатериалов и 20 кубометров деловой древесины с Нарымского шпалозавода музею И. В. Сталина.

Зам. председателя окрисполкома Г. Заплаткин, секретарь окрисполкома С. Киселев».

Обращение трудящихся Шегарского района Томской области к войскам 3-го Белорусского фронта, принятое слетом передовиков сельского хозяйства района, 25 декабря 1944 года:

«Дорогие воины! Мы, трудящиеся советского тыла, благодарим вас за освобождение нашей любимой Родины. Мы вместе с вами радуемся тому, что после долгой кровопролитной борьбы вы ворвались в логово фашистского зверя и громите его на его территории. Пусть старые немецкие фрау испытают на своей спине все ужасы войны. Пусть они поймут, что за слезы и кровь, за разрушения и грабежи, за издевательство и насилия, за зверское убийство многих тысяч стариков и невинных малюток, за поруганную честь многих советских девушек и женщин, за все то, что причинили советским людям их звереныши, отомстит карающая рука советских воинов.

Мы глубоко верим, что недалек тот день, когда вы, сыны Великой социалистической державы, вместе с армиями наших союзников сожмете стальное кольцо вокруг шеи фашистского зверя и водрузите над Берлином Знамя Победы.

Родные воины! Мы, передовики сельского хозяйства Шегарского района Томской области, собравшись на районный слет передовиков для подведения итогов сельскохозяйствен­ного года и для определения задач, вытекающих из исторического доклада вождя, учителя и любимого друга советских людей — великого Сталина, сообщаем вам, что в минувшем году мы дали стране 420 тысяч пудов хлеба, 23 тысячи пудов мяса, 20 миллионов рублей денег, 90 тысяч пудов картофеля и овощей, 500 пудов масла и других продуктов животноводства. Это стало возможным в результате самоотверженного труда наших женщин и молодежи, которые выдержали на своих плечах основную тяжесть труда в колхозах, как об этом говорил в историческом докладе товарищ Сталин. Это подтверждают примеры из нашей действительности.

Кропочева Антонина Семеновна — колхозница сельхозартели «Молот», муж которой находится на фронте и уже трижды награжден правительством за боевые заслуги, заработала в этом году 490 трудодней. Она за период уборочной сжала серпом 12,5 га, а этот пример не является исключением.

Мы клянемся вам, нашим освободителям, что в будущем году будем трудиться еще более самоотверженно, сохраним все общественное животноводство, вовремя посеем и вырастим богатый урожай — урожай Победы. Увеличим помощь стране и героическому фронту, примем все зависящие от нас меры к тому, чтобы помочь вам в ратных делах и ускорить разгром ненавистного врага.
Да здравствует героическая Красная Армия! Да здравствует вдохновитель и организатор побед Верховный главнокомандующий маршал Советского Союза товарищ Сталин!».

Наталья Михайловна Неворотова:

«Постепенно из Лозунги ушли на фронт практически все мужики, только старики остались да наш тятя — так мы отца звали. Ему тогда еще 50 не исполнилось, но он был кузнецом — нужный в колхозе человек. Несколько раз ему повестки приходили, но председатель колхоза каждый раз ездил в Каргасок и договаривался, чтобы отца все же не забирали. Из нашей семьи брат его на фронт ушел, и материны братья — не помню уже, то ли все четверо, то ли трое. Но все вернулись живыми. А тятя оставался в тылу. Конечно, благодаря этому нам полегче жилось. Где на рыбалку он сходит, где еще что-то раздобудет съестного. Помню, у одной семьи из Лозунги отца на фронте убили, а мать умерла. Остались трое ребятишек, одна чуть постарше меня, вторая — как я и мальчонка совсем маленький. Вот им очень худо приходилось. В детдом не забрали их почему-то, так все местные, кто чем мог, помогали им.

Но и нам несладко приходилось — прокорми-ка такую семью. Да, корова у нас была — но с нее сдай в год 12 килограммов масла и мяса сколько-то килограммов. Сами-то в основном обрат пили, а не молоко. Муки очень мало было, практически все зерно для фронта шло. В основном картошкой питались — сваришь ее, разомнешь, немножко муки подсыпешь, слепишь что-то вроде булочек и — на листике в печку. Сахар только по праздникам нам мать давала. Помню, у нас такой длинный стол был, за которым мы все ели. Вот в праздники рассядемся за ним, мать насыпет по щепотке сахара прямо на стол около каждого ребятенка, и мы со стола этот сахар слизываем…».

Письмо зам. председателя Новосибирского облисполкома председателю Томского горисполкома с разъяснениями НКВД СССР за № 54 от 18/П-1944г. о правовом положении спецпереселенцев — калмыков, 21 марта 1944 года. Секретно.

…1. За семьями спецпоселенцев и отдельными спецпереселенцами — калмыками сохраняется право на получение государственных пособий , пенсий и льгот (пособия и льготы семьям военнослужащих, пособие по многодетности и пенсии инвалидам и т.п.).
2. Имеющиеся среди спецпереселенцев депутаты Верховного Совета, бывшие работники советских и партийных органов, специалисты и т.д. в пределах вашего района могут занимать любые должности и выполнять любую работу, предложенную им советскими и партийными органами.
3. Спецпереселенцы — инвалиды и старики, не способные к труду, и осиротевшие дети спецпереселенцев, не имеющие в местах вселения родственников, помещаются в инвалидные дома и детские дома на общих основаниях.
4. Вопрос об обучении в школах детей спецпереселенцев на их родном языке, а также об использовании и финансировании национальных калмыцких театров, ансамблей, хоров и т.п. разрешается обкомам ВКП(б) и облисполкомам по предоставлению предложений и материалов районов.

Обязываем вас не позднее 25 марта 1944 года представить в облисполком материал о количестве детей-калмыков школьного возраста и свои предложения о их обучении на родном языке в существующих или вновь открываемых школах, обеспеченность преподавателями — калмыками этих школ.

Зам. председателя облисполкома В. Куперт».

Война. Время томское. 1944 год, часть вторая

Телеграмма зам. председателя Новосибирского облисполкома и начальника УНКВД Новосибирской области председателю Томского горисполкома и начальнику НКВД о создании в Томске сборного пункта бывших польских граждан, 4 мая 1944 года:

«В Томске установлен сборный пункт бывших польских граждан районов: Томского, Тегульдетского, Пышкино-Троицкого, Асиновского, Шегарского, Кожевниковского общем количестве более 2 тысяч человек, отправляемых в Западные области. Время прибытия Томск 18/V-44 года, отправка 25/V-44. Обязываем:
1. К 10 мая приготовить необходимое помещение для прибывания отдыха отправляемых бывших польских граждан.
2. Установить в пункте питания расчета трехразового в сутки.
3. Обеспечить санитарную подготовку помещения старшим мед. обслуживающим персоналом.
Исполнение донесите 10 мая 1944 года.

Зам. председателя облисполкома Куперт, начальник УНКВД НСО
комиссар госбезопасности Петровский». 

Наталья Михайловна Неворотова:

«Еще помню — к нам за годы войны очень много переселенцев из Польши, Эстонии, Латвии привезли. И в мае 45-го года, когда я узнала, что война закончилась, бегу в школу и забежала по дороге к одной из таких переселенных семей. Рассказала им про победу. Так они сильно обрадовались! И конфеткой меня угостили».

Ирина Костина

Материал подготовлен при содействии администрации Томска