На Воскресенской горе установили Поклонный крест в память о погибших в военных конфликтах казаках. В его открытии и освящении, которые состоялись сегодня, приняли участие более ста человек.
«Сегодня мы отдаем память казакам, погибшим в военных конфликтах. Как на территории Российского государства, так и за его пределами. Казаки нигде не отступали, всегда с честью несли свое гордое знамя и гордое казачье имя. Мы чтим сегодня память тех, кто погиб в этих вооруженных конфликтах», — сказал заместитель губернатора безопасности Вячеслав Семенченко.
Вице-губернатор напомнил, что Томский острог построили казаки, которые прибыли сюда в 1604 году по указу царя Бориса Годунова. «Все последующие годы казаки способствовали освоению Сибири и Дальнего востока. Если случались войны и конфликты, конечно же, казачество принимало в них участие, показывая пример и доблести и героизма», — добавил Семенченко.
«На протяжении многих веков еще до революции поднимался вопрос об установлении памятника основателям города. В память казаков, которые сложили свои жизни на боях сражений в разные эпохи, разные годы для того, чтобы всем нам позволено было жить здесь, на этой благословенной земле. Совсем не случайно выбрана форма этого памятника в виде Креста, потому что это то, что действительно защищает эту землю, то, что является тем знаком, который останавливает всех врагов», — отметил руководитель отдела по делам казачества Томской епархии, протоирей Андрей.
Как рассказал автор и исполнитель монумента, казак Евгений Горбаченко, началу создания Поклонного креста предшествовало небесное знамение.
«В эти сложные годы — 1992 год — было такое явление. Стояла сырая темная погода. Вдруг прояснилось, и высветился крест. Побыл секунды две-три и пропал. Были сложные времена, но мы собрались и сделали инициативную группу. Посоветовались, потому что это было первое. Нужно было задать определенную форму, определенные размеры. Казаки справились с этим делом, но строительство памятника задержалось», — вспомнил Горбаченко.
Добавим, Поклонный крест установили на территории Воскресенской церкви, справа от томского «царь-колокола».
Фото: Николай Шаринский