Известно, что танец — древнейшее искусство, известно и то, что, как и всякое искусство, он непрерывно развивается, принимая самые неожиданные формы от ритмичных движений, имитирующих различные стороны жизни и деятельности человека, до современного балета, эстрадных, клубных, спортивных и иных танцев. Известно и то, что каждая новая или чужестранная форма этого искусства обычно встречается обществом негативно. Достаточно вспомнить, с каким гневом осуждались в своё время «непристойный» вальс и «развратное» танго, любимые танцы моего поколения.
Все это естественно, пока в это дело не вмешивается политика. Помните «борьбу» власти с твистом, шейком, буги-вуги, а ещё раньше — с румбой и даже с фокстротом. Было? Было, улыбнемся и постараемся не повторять?
Ныне появилось такое количество новых танцев, что, не будучи специалистом и, тем более, юношей, не решаюсь назвать даже малую их часть. Брейк, go-go, хип-хоп, dubstep, панк-рок — не только конечности, но и язык сломаешь! Почти все они со временем забудутся, кое-что останется, хотя ясно, что полонез и гавот в XXI веке никто танцевать уже не станет. Ну и пусть, хотя очевидно, что какие-то рамки приличия будут соблюдаться. Какие? Кто их установит? Как принято говорить в подобных случаях, это сделает сама жизнь.
Но в последние годы в России (может быть, ещё где-нибудь, но я пишу о том, что меня волнует) возникло нечто новое — не политика вмешивается в танцы, а танцы вмешиваются в политику. Началось, наверное, с пресловутой «Пусси райт». Скажу сразу. Меня не интересует содержание их песен и стиль их танца. Меня они вообще не интересуют. Но я знаю, что в церкви, мечети, синагоге, на кладбище, у памятников люди — молодые и старые, умные и глупые, законопослушные и преступники — должны соблюдать строгие правила установленного вековыми традициями поведения. Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич это тоже знают, но они демонстративно пошли на нарушение. И грандиозный шум, поднятый в обществе по поводу суда над ними, свидетельствует, по-моему, более всего не об их вине, а о том, что само общество нездорово.
И вот последние подтверждения. На мемориале защитникам Малой Земли в Новоросийске шесть гражданок в, мягко говоря, странной одежде, исполнили то, что они называют тверком. Так называется относительно новый танец. Само это слово происходит от соединения двух слов: twist (обвивать, скручивать, крутиться) и jerk (дергать, на жаргоне — рукоблудие). Тверк иногда называют «бути-дэнс», это звонкое созвучие означает, простите, «трясти попой», а сам танец вполне соответствует названию, являясь эротически-зажигательным действом. Тут добавить нечего, тем более что в нашей стране проституция практически узаконена, стриптиз, танцы у шеста и так далее, многим приносят доход, с которого, говорят, некоторые даже налоги платят.
Но то, что можно делать — дожили! — в публичном доме, эротическом клубе или около дорожного бордюра, нельзя делать не только в священных местах, но и в любых других общественных местах.
«Малоземельские» красавицы, наверное, взяли пример с подростковой школы танцев «Кредо» (напомню, что это латинское слово означает «я верю!») из Оренбурга. Там девочки в полосатых (цвета георгиевской ленты!) нарядах, едва прикрывающих юные тела, в доме культуры «Молодёжный» исполняли роли пчелок в номере «Пчелки и Винни-Пух».
Ну и что? А ничего. Выложили эту прелесть в интернете, поднялась буря, СМИ нашли интересную «клубничную» тему, идет обсуждение проблемы. Всё, как и полагается в свободном демократическом государстве. Родители девочек-пчелок довольны. Сами девочки купаются в лучах славы, столь лакомой в этом нежном возрасте. Появились призывы о наказании. Но нет главного. Нет понимания того, что не только не замечается, но поощряется массовое кощунство, что культура в стране стремительно падает, что под угрозой нравственность населения, под угрозой будущее страны. Нет настоящей общественной защиты того святого, что пока ещё осталось в нашей стране.
Лев Пичурин