Авторские материалы

О бедном таксисте замолвите слово…

17:43 / 08.04.15
10270
Мы в социальных сетях:

Взяться за перо меня побудило обостренное чувство справедливости, а равно желание помочь коллегам, или, скорее, товарищам по несчастью, добывающим средства на жизнь нелегким трудом за рулем такси.  Последнее время в печати регулярно появляются статьи и героической борьбе представителя легального таксо-бизнеса Томска, господина Романова с нелегальными перевозчиками. Этакий крестовый поход против зла по прозвищу нелегальный таксист.

Я – таксист. У меня есть лицензия и все необходимые документы. Поскольку перипетии моей жизни и карьеры никому не интересны, о них распространяться не буду, скажу лишь, что у меня высшее юридическое образование, а в такси я не от хорошей жизни.

Давайте разоберемся, чем же с юридической точки зрения является то, чем занимаются господин Романов и его присные совместно с доблестными сотрудниками ГИБДД. Возможно, кому-то текст покажется занудным, но моя цель разложить проблему на составляющие, поэтому самые нетерпеливые могут прочитать выводы в конце статьи. 

Задумывались ли вы, когда вызываете такси, о том, кто вас везет? Больше чем уверен, что нет. Раньше и я не задумывался, пока сам не оказался в этой шкуре. Пообщавшись с коллегами могу с уверенностью сказать, что в Томске одно из самых образованных такси. Среди моих коллег немало юристов, экономистов, инженеров всех мастей, есть врачи, преподаватели. Все они пришли к этой работе не от хорошей жизни, просто такси самый удобный способ подработать в перерыве между основной работой при наличии собственного автомобиля.

Противостоят нам те, кто гордо именует себя легальными перевозчиками, во главе с вице-президентом некоммерческого партнерства «Томский автотранспортный союз» Владимиром Романовым. Свой способ борьбы они называют «ловля на живца».

Вот как все это происходит. Присные господина Романова вызывают такси одной из многочисленных томских фирм. Маршрут пролегает через пост ДПС. Оказавшись в машине, подсадные передают на пост данные об автомобиле, где его и останавливает сотрудник ГИБДД. Сотрудники ГИБДД знают о проводимой «ловле», у них есть ксерокопии купюр, которые подсадные чуть ли не силком впихивают водителю в начале поездки, либо просто кладут на панель, хотя, по общему негласному правилу, расчет производится в конце поездки. Делают они это умышленно, в противном случае доказать факт платной перевозки будет практически невозможно. Остановив автомобиль с подсадными, сотрудник ГИБДД начинает стандартную проверку документов, проверяет наличие огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки, после чего, как бы невзначай интересуется у водителя, а не таксует ли он? Водитель, естественно, данный факт отрицает, и тут в дело снова вступают подсадные, которые заявляют инспектору, что вызывали именно такси, и заранее заплатили за поездку. Тут уже инспектор достает своего джокера из рукава – ксерокопии купюр, которые лежат на панели или в кармане у таксиста, после чего ошарашенному водителю остается только признаться, покаяться и подписать собственноручно себе приговор, т.е. протокол об административном правонарушении.

Возможно, у кого-то из вас возникнет вопрос: «Почему они сознаются, а не отрицают все и вся?» Вернитесь немного выше, и почитайте о том, кто у нас работает – это простые, законопослушные люди, а не прожженные таксисты, которые не полезут за словом в карман. Ловят, в основном, так называемых подработчиков, поскольку те, кто работает в такси постоянно, давно уже легализовались, и подобные проверки им не страшны.

А теперь давайте разберемся, чем же с точки зрения российского права является эта операция. Цель мероприятия вроде как очевидна – выявление и пресечение работы таксистов – нелегалов. Но давайте разберемся в методах. Саму процедуру пишущая братия, не знакомая с юридической терминологией называет по-разному: «контрольная закупка», «ловля на живца» и так далее.  Среди множества российских законов есть закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который подобное мероприятие именует «Оперативный эксперимент». Оперативный эксперимент – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств. При проведении эксперимента запрещается провокация (то есть проведение мероприятия по инициативе оперативных сотрудников при отсутствии у них информации о преступной деятельности проверяемого).

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Иными словами, прежде чем проводить оперативный эксперимент сотрудники должны иметь предварительную информацию о противоправной деятельности конкретного лица. А кто вправе осуществлять оперативно-розыскное мероприятие? Исчерпывающий список органов, которые могут проводить ОРМ указан в статье 13 ФЗ «Об ОРД», и в этом списке нет ни сотрудников ГИБДД, ни, тем более, представителей НП «Томский автотранспортный союз». Максимум, что им отводит закон – роль граждан, добровольно участвующих в этой деятельности. Опять же, оперативный эксперимент проводится для выявления тяжкого и особо тяжкого преступления, а работа в такси без лицензии даже преступлением не является, это всего лишь административное правонарушение!

Еще один вид оперативно-розыскного мероприятия – проверочная закупка, именно проверочная, а не контрольная. Что это такое? Проверочная закупка представляет собой совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации мнимой сделки купли-продажи, в ходе которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица — объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.)

Итак, особенностью и того и другого мероприятия является то, что оперативные службы получают предварительную информацию о противозаконной деятельности конкретного лица — подчеркиваю это, и только потом проводят сами оперативно-розыскные мероприятия. ГИБДД не является органом, который может проводить подобные мероприятия, именно поэтому они просто ждут на посту, когда им приведут жертвы для оформления протокола. Но если быть конкретным, по своей сути эта операция – провокация чистой воды. Операция проводится по инициативе ретивых граждан, информации по конкретному водителю у них нет, в условия совершения правонарушения ставится первый попавшийся водитель. Да, человек приехал по заявке, переданной через диспетчерскую. Но как вы докажете, что это не первый его заказ в этой жизни? Да никак! Бес попутал, решил подкалымить детям на леденцы. Ну а дальше этого водителя технично провоцируют на дальнейшее правонарушение. Если вам так важна лицензия, кто мешает спросить ее до начала поездки? Нет, это не интересно, ведь цель – подвести первого встречного «под монастырь»!

Случается, что водителя оформляют по статье КоАП за незаконное предпринимательство, которая предполагает изъятие средств производства. В данном случае на спецстоянку, до суда, помещается автомобиль. Если смотреть формально, то состав правонарушения вроде есть, но! Что такое предпринимательская деятельность? Это, прежде всего, систематическая деятельность, направленная на извлечение прибыли. Соответственно, если и привлекать по данной статье, следует доказать систематичность оказания услуг такси, то есть поймать за это как минимум еще один раз. В противном случае привлечение к ответственности по данной статье, а равно и изъятие автомобиля – незаконны. Полагаю, что в будущем возникнут судебные прецеденты с признанием подобных действий ГИБДД незаконными и, как следствие, иски о возмещении вреда как материального, так и морального.

Полагаю, что свою оценку законности подобных мероприятий должна дать прокуратура. Лично мое мнение, вся эта возня затеяна господином Романовым исключительно для борьбы с конкурентами, причем борьба ведется заведомо не честным путем – речь не идет об улучшении качества обслуживания пассажиров, это просто силовое устранение конкурентов с рынка руками сотрудников ГИБДД. Обычный законопослушный гражданин после такого случая заплатит штраф и не будет более помышлять о том, чтобы подработать в такси, ну а другим подобные проверки не страшны, поскольку одни смогут вывернуться, если не на месте, так в суде, а у других все документы в порядке. Хотя, если честно, в российской правоохранительной системе есть поговорка: «Был бы человек, а статья найдется», иными словами найти недостатки можно у любого.

В защиту своего мнения о том, что все эти методы конкурентной борьбы незаконны, приведу такой пример. Предположим, что некая инициативная группа нелегальных таксистов завтра организует свое некоммерческое партнерство и обратится в ГИБДД с предложением о проведении подобных рейдов, только в качестве объектов будут выступать перевозчики, входящие в НП «Томский автотранспортный союз». Цель рейда вполне оправдана – проверка так называемых легальных перевозчиков на предмет строгого соблюдения ими норм закона. На мой взгляд, так было бы честно. Если ты такой правдоруб, то надо делиться: сегодня ловят нас, а завтра ловим мы. Более чем уверен, что при тщательной проверке нарушения найдутся и у них, ведь легальный перевозчик и его авто должны отвечать целому ряду моментов. Согласен, ситуация похожа на фарс, и ГИБДД на это не пойдет, а значит преимущество остается на стороне господина Романова, а ситуация будет той же – нечестная конкуренция.

Уважаемые читатели, я не оправдываю нелегалов. Dura lex, sed lex – закон суров, но это закон. Раз положено, давайте приводить свою деятельность в соответствии с законом. Но так ли страшны подработчики без лицензии на ухоженных, а часто и на новых (купленных в кредит) не самых дешевых машинах? Они существуют только потому, что потребители голосуют за них рублем. Спрос рождает предложение. Услуги такси востребованы, конкуренция достаточно высока, но одни берут качеством и комфортом, а другие пытаются выкручивать руки через силовиков.

Позволю себе процитировать одно из интервью г-на Романова: «Есть и еще один тонкий момент, с которым пока непонятно, что делать. Существует масса так называемых подработчиков – людей, для которых извоз не основной источник дохода. Им невыгодно оформлять разрешения, ведь таксуют они от случая к случаю – в выходные, праздники, по вечерам. Но также приезжают по вызову из диспетчерской. Сегодня они незаменимы, – замечает Романов, – в часы пик нагрузка на такси возрастает в 5–7 раз. Перевозчики буквально захлебываются в заказах. И если бы не подработчики, мы бы ждали такси утром и вечером по целому часу. Они очень выручают, но как ввести их в русло закона, пока непонятно».

Мне самому доводилось не раз пользоваться услугами такси. Я не хочу никого рекламировать и чернить, поэтому не привожу названий. Машины легальных перевозчиков, как правило, приезжали полностью брендированными, в салоне висела информация о водителе, на вид машины были достаточно свежими, но извините меня, в каждой второй в салоне можно было сажать картошку – грязь, пыль, прожженные затертые сидения, стойкий запах табачного перегара. В часы пик, чтобы не терять клиентов, часто практикуют совмещение заказов, хотя лично я, если вызываю такси, хочу ехать сам, без навязанных попутчиков. В тех фирмах, с которыми наиболее рьяно борются господин Романов и компания такое не практикуется, да и загаженная машина мне ни разу не попадалась.

Вернемся к ранее приведенной цитате Романова. Если у вас нет способа решения проблемы, может, не стоит людям жизнь портить? Может, стоит повышать качество собственных услуг, а не бороться с конкурентами нечестным образом? Тогда, глядишь, и люди к вам потянутся, и не придется жаловаться, что вам, бедным, нелегалы зарабатывать мешают.

Полностью изжить нелегалов не получится никогда. Не надо строить иллюзий по этому поводу. В любой сфере деятельности есть теневая сторона. И чем больше закручивать гайки, тем больше людей будут уходить в тень. Если мы признаем, что не сможем вывезти весь объем заказов без подработчиков, значит они нужны не только нам, а в первую очередь потребителям. Раз так сильно нужно их легализовать, можно организовать продажу лицензий выходного дня – человек захотел подработать, приехал в центр, машину осмотрели механики, водителя — доктор, выдали ему разрешение, и он спокойно поехал работать. Но это уже забота законодателей.

На сегодня мы имеем, что имеем. Если так и будет продолжаться, то жители тех же Кисловки, Тимирязева и других сел, путь в которые лежит через старый коммунальный мост, рискуют оказаться в ситуации, когда невозможно уехать из-за массового отказа перевозчиков ехать туда. Делайте выводы и решайте сами – жить как есть, либо жить без такси, либо с такси, где цена поездки будет сопоставима со счетом в ресторане? Если каждый пассажир, вызывая такси, будет спрашивать лицензию, нелегалов не останется, но это предположение из разряда фантастики.

таксист Иннокентий