Первое заседание Совета по развитию общественных пространств состоялось в мэрии Томска накануне. На нем рассматривались концепции развития улицы Дзержинского. В обсуждении участвовали известные томские архитекторы, дизайнеры, журналисты, ученые-урбанисты, лидеры общественных объединений и жители города. Своими идеями развития «Дзержинки» поделились две компании: медахолдинг «Рекламный Дайджест» и архитектурная студия «Аркада».
Первым свои концепции представил директор «Рекламного Дайджеста» Иван Пилевин. Первая представленная им концепция самая простая. Она предполагает создание заведенных под единую крышу типовых павильонов, открытого и полузакрытого типа. Вторая предполагает появление малых архитектурных форм и строительство стационарных помещений для размещения торговых площадей и кафе. Третья концепция – историческая. Она допускает лишь наличие мобильных павильонов, которые будут работать в праздничные и выходные дни.
«Раньше улица называлась Преображенской. Там стояла церковь, на месте, где сейчас стоит часовня. Раньше она называлась и Томской слободой. Сто лет назад здесь жили ученые – ученые наших вузов. И самый главный деятель Григорий Потанин, который никаким образом не увековечен: кроме двух памятников и мемориальной доски нет ничего. Сегодня в Томске есть улица Потанина, небольшая улица за Подшипниковым заводом. Даже не все знают о ней. Более деятельного человека, чем Потанин нет. И есть только маленькая улочка за подшипниковым заводом. Сегодня все историки говорят, что это самая большая неблагодарность этому ученому. Дважды принималось решение о переименовании еще Преображенской улицы, потому что Потанин прожил здесь более 15 лет. Я сам не сторонник переименований, но такой вариант возможен. На этой улице можно открыть музей Потанина и музей прикладных знаний. Труды Потанина хранятся во многих библиотеках мира, но нигде нет его музея», – поделился Пилевин.
Проектировщики компании «Аркада» также обратились к истории и предложили архитектурную концепцию развития улицы Дзержинского с отсылкой к деревянному зодчеству. Со стороны проспекта Кирова на улице должна появиться стилизованная деревянная арка, а на самой улице небольшие торговые павильоны, резная деревянная беседка с часами, кованые светильники и скамейки. Соответствующе должны быть оформлены и фасады зданий.
Надо сказать, только одна из концепций предполагает создание одностороннего движения на улице Дзержинского. Как пояснил Иван Пилевин, вариант проезжей части не рассматривался.
«Я сорок лет там живу. Ходили машины – было гораздо спокойнее, – отметила Ирина Лифанова. – Сейчас все машины ходят через наш двор, вдоль наших подъездов. Мы изучали хронометраж. За час проходило по 50 машин. А у нас маленькие дети, поэтому хотя бы одностороннее движение нужно сделать – машинам негде ходить. А прогулки – еще неизвестно, кто по ней будет гулять. Как я понимаю Камергерского переулка там не получится. Интеллектуалы там не будут ходить. Будут ходить одни наркоманы: петь и под гитару играть».
«С тех пор прошло достаточно много времени. В городе сейчас 160 тысяч автомобилей. Открытая улица превратится в парковку с одной стороны, а с другой стороны она превратится в подъездные дороги к тем стройкам, которые уже заложили. Наверно, в Сибири недостаточно мест для строительства и поэтому в густозаселенном районе продолжают выделять под строительство», – замечает председатель ТОС улицы Дзержинского Иванов. По его мнению, в сложившейся экономической ситуации наиболее приемлема первая концепция, представленная Пилевиным: в Кировском районе нет крытого рынка. Кроме того, конструкцию будет легко демонтировать.
«Уже один проект был о крытом рынке в 2007 году. Были «голубые» мечты, но инвесторов не нашлось. И все закончилось. Уже некоторые друзья собирались выселяться. Им говорили: «Собирайтесь». Они не стали ремонт делать. И все ушло в небытие. Я предполагаю, что это будет второй номер», – ответила Ирина Лифанова.
«Мы люди, наверное, не очень злые, – взяла слово другая жительница улицы Дзержинского. – Мы двадцать лет прожили в нарушениях наших прав. Под окнами висят провода. Скорая помощь останавливается за квартал. Человек с почечными коликами идет до «скорой» пешком. Подъезды все загажены. Мы сами их убираем. Самое поразительное, два года назад этот рынок должен быть закрыт. И депутаты гордумы приняли это решение. И есть закон подписанный Путиным о закрытии подобных рынков. Когда говорят потерпите… Это говорят люди, которые не жили в этих условиях. Мы не против. Мне очень нравятся картинки. Но вы соблюдите все нормы, чтобы мы жили комфортно».
«Я живу на самом рынке, – вступает в разговор еще одна жительница улицы Дзержинского. – У нас ограды нет. Машины мимо подъездов ездят. Мы отгородили маленький палисадник. Представители торговой сети поставили туда четыре машины. Будку торговую в нашу ограду поставили, какой-то большой чан. У нас там кустики растут, цветочки. Под кустиками все лето у нас туалет. Там скамейки были. Все лето идут, садятся, пьянствуют и пакеты с мусором несут там оставляют, фрукты гнилые. Мы за то, чтобы убрали рынок».
«Я думаю, что часть названных проблем совершенно справедлива. Часть из них может быть решена архитектурным способом и организационно. Если будет один хозяин на территории, а не 50 человек, которые друг на друга будут кивать, то половина проблем будет решена – высказывает свое мнение бизнес-омбудсмен Валерий Падерин. – Я посмотрел, как подобные проблемы решаются проблемы в других регионах. Надо сказать, что почти в каждом большом городе есть подобные проблемы с сооружениями, рынками и так далее. Напомню, что этот рынок появился тоже не от хорошей жизни. В 90-годы, когда несколько заводов выкинули половину своих рабочих, люди стали предпринимателями и встали на этот рынок. Не хочется проводить аналогий, но сейчас тоже наступают тяжелые времена, поэтому я прошу радикально не подходить к этому делу. Не думаю, что он навсегда должен остаться, но в течение нескольких ближайших лет, думаю, его нужно оставить».
«Функция данной улицы за последние 15-20 лет сформировалась такой, какая она есть. Это центр притяжения со всеми плюсами и минусами, и ставить на ней «крест» категорически, не рекомендуется. Мы считаем, что торговая функция должна остаться, но она должна быть трансформирована и модернизирована», – отмечает директор центра урбанистики Томского государственного университета Алексей Козьмин.
Надо сказать, все предложенные концепции предполагают выделение абсолютно разных площадей под торговлю. На одних предусмотрено больше, на других – в разы меньше. На это обращает внимание один из участников дискуссии. Как рассказал первый вице-мэр Евгений Паршуто, перед проектировщиками ставились определенные задачи. В частности, они должны были перевести значительную часть первых этажей домов из жилых в торговые.
«Практика развития всех пешеходных улиц такова, что первые этажи получают такое развитие. Это могут быть магазины, сувенирные лавки. Впереди расчет того, что там должно быть: продукты питания, наши традиционные сибирские вещи. Это впереди все. Сейчас совершенно ясно, что там избыточное количество торговых площадей временного характера. Первая инвентаризация показала, что их там более 200 объектов. Это при том, что в городе этих объектов чуть больше 1000. 1/5 часть городских временных объектов попала на улицу Дзержинского. Это жуткий перекос. Поэтому мы сразу сказали, что хотели бы видеть и сезонную торговлю, и сборно-разборную, которую можно урегулировать. И нам, в принципе, представлены такие проекты», – рассказывает Евгений Паршуто.
«Мы хотим, чтобы это место было точкой притяжения, – включается в разговор томский градоначальник Иван Кляйн. – Это то, что нас всех здесь объединяет. Мы хотим и жить там комфортно. Справедливо нарекание, что там нет нормативов. Все там загажено. Нет парковок. Все ближайшие газоны вытоптаны. Мы забываем, что есть решение думы о закрытии там рынка. Мы обязаны его исполнить, поэтому мы и ищем вместе с вами решение этой проблемы. Если там нет нормативов, о чем это говорит? О том, что мы поддерживаем бизнес, но жителей оставляем за бортом. Или же все инвесторы все дома расселяют, предоставляют благоустроенное жилье и превращают в рай этот уголок».
«Мы, конечно, понимаем что изменение на Дзержинском рынке должны произойти, – завершает обсуждение концепций представитель предпринимателей Светлана Лоцман. – Он, конечно, непригляден для нашего города. Но сейчас наступило кризисное время в нашей стране. И мы, как предприниматели, в данный момент не можем что-то менять, куда-то переходить, потому что банки в данный момент предпринимателей не кредитуют. Куда-то перейти – это означает начать все сначала. Мы просим дать нам поработать в это кризисное время».
По итогам работы совета мэр Томска Иван Кляйн предложил создать рабочую группу.
«Это необходимо для того, чтобы изучить правовую сторону решения вопроса. В рабочую группу должны войти представители общественности, предприниматели, жители, депутаты. Мы должны учитывать мнение предпринимателей. Соединить интересы всех людей очень тяжело, но учесть максимально все их мнения мы просто обязаны», – подытожил градоначальник.
Николай Шаринский. Фото: Михаил Пасеков