Олег Шеин приехал сегодня в Томск. Он — политик и общественный деятель, известный своей 40-дневной голодовкой в знак протеста против итогов выборов мэра Астрахани, депутат Госдумы РФ третьего, четвертого и пятого созывов, ныне — депутат астраханского парламента, член партии «Справедливая Россия». Сегодня Олег Шеин провел несколько встреч с томичами. О чем его спрашивали и просили, будут ли реальные результаты от этого общения, и как Шеин относится к представителям партии власти — в интервью с ним для портала Томск.ру.
— Олег Васильевич, судя по тем встречам, которые вы уже провели с томичами, — какие проблемы больше всего волнуют их?
— Это классические проблемы, скажем так, они по всей стране примерно одинаковые. Это новый закон о капитальном ремонте многоквартирных домов, который по сути представляет из себя налог на капитальный ремонт. Это платы за ОДН — общедомовые нужды, то есть за те ресурсы, которые люди не потребляют в своих квартирах. Плата за ОДН представляет из себя дополнительную форму прибыли для коммунальных монополий. И, конечно, одна из очевидно возрастающих по напряжению проблем, это закон, который по сути уничтожает управление домами и предполагает возможность для чиновников навязывать людям другие управляющие компании независимо от воли жителей. Вот это те вопросы, которые были у нас ключевыми в повестке сегодняшнего дня.
— Много людей пришло к вам на встречу?
— Было человек 70 из числа уполномоченных в управлении многоквартирными домами. Кроме того, мы провели встречу со студентами ТГАСУ и еще ожидается встреча с партийными активистами «Справедливой России».
— А со студентами вы о чем говорили? Их, наверняка, другие темы волнуют — не ОДН, не проблема взаимодействия с управляющими компаниями…
— Ну, мы с ними не столько обменивались жалобами, сколько представлениями о том, как должна строиться жизнь в России, чтобы общество было свободным и могло реально управлять своей собственной страной.
— Это были какие-то реальные идеи и предложения, которые получат продолжение, либо вы просто поговорили и разошлись?
— Если говорить об общении с уполномоченными по управлению домами, то по итогам встречи было принято решение сформировать инициативный оргкомитет. В ближайшее время областному департаменту ЖКХ вместе с оператором будет предложено встретиться с собственниками домов, председателями ТСЖ, представителями ТОСов и обсудить накопившиеся проблемы. Думаю, эти встречи пройдут в оперативно сжатые сроки. Но если органы власти не захотят участвовать в этом мероприятии — значит, будем по-другому с ними работать.
— Это предложение встретиться с уполномоченными по управлению домами будет направлено властям от «Справедливой России», от вас лично или каким-то другим образом?
— Нет, я считаю, что жилищно-коммунальное движение должно быть неподконтрольно партии. Оно, конечно, должно сотрудничать с теми партиями, которые защищают его интересы, но это должно быть не в приказном режиме, не в режиме соподчиненности, а в режиме свободного демократического альянса. Такой альянс между «Справедливой Россией» и жилищным движением мы намерены строить. Это предложение о встрече будет направлено властям от имени инициативного комитета председателей ТСЖ и домовых советов Томска. Но Галина Немцева как представитель «Справедливой России» и человек, который активно погружается в эту тему, будет участвовать в этой попытке организовать данную встречу.
— Многие читатели, узнав о том, что вы приедете встретиться и поговорить с томичами, спрашивали — а толк-то какой будет от этой встречи? Какие-то законопроекты, изменения в законодательство будут предлагаться на уровне Госдумы после этих встреч с населением?
— Это неправильный подход. Смотрите: различные предложения в Госдуму мы вносили и будем вносить. Вопрос не в этом. У нас страна уже 12 лет живет в условиях однопартийной системы. Поэтому то, что предлагает оппозиция, — это совершенно безразлично, если под этим нет реального массового движения. Наша задача — добиться, чтобы по нашему предложению такое общественное движение в стране было сформировано, чтобы федеральные и региональные власти были вынуждены выполнять требования этого движения.
— А каковы они — ваши требования?
— Если стратегически, то мы выступаем за национализацию коммунальных монополий. Потому как вопросы поставки воды, тепла, электричества — это вопросы жизнеобеспечения. Они должны быть не в частных руках, а в государственных при общественном контроле. Мы, конечно, против налога на капитальный ремонт, и как минимум — за упрощенный порядок открытия специальных счетов, чтобы деньги людей оставались в их домах, а не уходили бог знает куда. Этот пакет задач должен лежать в основе нашего объединения. А дальше уже — через реальное массовое движение — в Томске, в моей родной Астрахани, в других регионах России — мы должны вынудить власти выполнять наши требования.
— Вы лично будете контролировать — идут власти на контакт с тем объединением, о котором вы говорите, выполняют ли его требования? И есть ли вообще у вас реальная возможность повлиять на то, чтобы эти требования выполнялись?
— Повлиять на власти можно только с помощью общественных действий. Контролировать государство должно общество. Есть старый пролетарский гимн, где поется: «Никто не даст нам избавленья — ни бог, ни царь»… И не прокурор, если мы вернемся к современным реалиям. Есть полномочия власти. Власть может принимать либо одни законы, либо другие. Люди готовы защищать свои права разными методами, в том числе, — устраивая различные акции, если человеческий язык до властей не доходит. Значит, с ними надо говорить на том языке, на котором они сами говорят.
Но мы имеем очень конструктивную программу, мы настроены на сотрудничество, на взаимодействие. Как помогать друг другу? Мы обмениваемся электронными данными, я есть во всех социальных сетях — и в «Фейсбуке» и во «ВКонтакте», и в «Одноклассниках». Написав мне там, люди могут получить юридическую помощь. А вот организационные задачи не могут решаться одним человеком. Это общее дело.
— Вот про соцсети вы заговорили — то есть, люди таким путем могут обращаться к вам с теми или иными проблемами?
— Разумеется. И обращаются, и я отвечаю. Они для этого и существуют, и так и называются потому — социальные, то есть — общественные сети.
— Вы там сами лично пишете, не кто-то из ваших помощников, пресс-секретарей?
— Нет. Я сам пишу.
— Вы с такими встречами наверняка не только в Томске бываете, но и в других регионах. Если сравнить ситуацию с тем же ЖКХ — насколько она хороша или плоха у нас?
— Я бы сказал, она средняя по стране. Что хорошо — Томская область — это демократичный регион с глубокими демократичными традициями. Люди здесь привыкли рассматривать себя как свободных людей, равных. Это очень приятно отметить в контрасте, например, с соседней Кемеровской областью. Там политическая конструкция совершенно другая. Но томичам явно не хватает организованности. Есть грамотность, но одной ее недостаточно. Существует, например, региональное законодательство в части того же капитального ремонта многоквартирных домов, где у региона есть очень широкие полномочия. Чтобы изменить это региональное законодательство, необходимы общественная солидарность и очень хорошая организация, которая будет говорить властям: «Меняйте закон. Это ваши полномочия — меняете. Мы этого хотим». Например, в Астрахани, по закону, принятому летом прошлого года, можно перейти с общего котла сбора денег на капремонт на отдельные счета за два месяца. А здесь — только через два года. То есть кто не успел, тот счет открыть не может. Вот это исправить через региональное законодательство можно. Галина Немцева внесет такой законопроект в думу Томской области. А вот пройдет ли он — это будет зависеть от того, будут ли люди готовы бороться за свои права.
— Ну, и вопрос по поводу одного из нашумевших указов президента, который недавно вступил в силу, — согласно нему ряд высокопоставленных чиновников, депутатов, а также сотрудников правоохранительных ведомств и члены их семей смогут получать лекарства бесплатно или с 50-процентной скидкой. Как вы относитесь к этому новшеству?
— Я всегда был противником таких льгот. Я за всю жизнь ни разу не съездил ни в какую зарубежную командировку за счет думы в рамках политического туризма. Никогда не ездил в санатории за счет бюджета. Не приватизировал служебную квартиру в Москве, когда имел такую возможность в 2011 году. С моей точки зрения, депутаты должны жить так же, как живут их избиратели. Тогда они будут понимать на собственном примере, какова жизнь в их стране, и будут смотреть на законодательство в их стране как на касающееся лично их.
Ирина Костина