Авторские материалы

«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии

15:58 / 29.03.15
9889
Мы в социальных сетях:

«Помоги сестре» — так называется группа активисток из Томска, помогающая женщинам, оказавшимся в сложной ситуации. «Мы против насилия, а также поддерживаем идеи женской солидарности и несем эти идеи в массы», — заявляют в одной из социальных сетей представительницы волонтерской группы. Журналист портала Томск.ру встретилась с этими девушками и поговорила о насилии в отношении женщин, планах на будущее и о том, зачем вообще нужна подобная организация в Томске.

— Привет. Расскажите вкратце о вашей волонтерской организации?

Индира: Здравствуйте. Наш волонтерский центр образовался осенью прошлого года. У нас всего где-то человек 15, и нас объединяет то, что мы все, так или иначе, сталкивались с проблемой насилия в отношении женщин. Идея создания центра возникла в связи с тем, что на данный момент проблема насилия стоит особо остро: часто встречается обвинение жертв, или виктимблейминг, и о насилии в нашем обществе не принято говорить. Эта проблема существует, но о ней молчат. Мы хотим разрушить эту «стену», хотим, чтобы девушки говорили об этой проблеме. Также мы пытаемся донести, что насилие нельзя оправдывать. В основном работаем с молодежью, со студентками вузов. Еще мы занимаемся помощью Томскому кризисному центру для женщин.

— В вашей организации только девушки? Как можно попасть к вам?

Индира: Да, на данный момент у нас нет мужчин.

Юлия: Был один, но он быстро ушел.

Индира: В принципе, если парень готов помогать, если он понимает проблему насилия, ощущает всю важность и значимость, то это замечательно, мы были бы не против. А чтобы вступить к нам, нужно связаться с нами, например, через группу во «ВКонтакте» «Помоги сестре» или написать лично любой из девочек-активисток. Мы не скрываемся.

Елизавета: В нашу группу принимаются все, кто готов хоть что-то делать, как-то помогать. Независимо от пола, от возраста. Если ты хочешь что-то делать, то просто берешь и делаешь.

Индира: Если человек готов заниматься проблемой насилия, проблемой ущемления прав женщин, что тоже важно, поскольку одно цепляется за другое, то ты можешь, например, бороться с рекламой, которая унижает женщин, либо проводить какие-то акции, которые помогут женщинам поверить в себя. Мы рады таким людям.

— Вы занимаетесь только насилием или в целом проблемами женщин в обществе? Какими средствами планируете с ними бороться?

Индира: В целом проблемами женщин, но акцент делаем на насилии. Эта тема сейчас наиболее актуальна. Мы считаем, что это очень важно. Проблема многих людей в том, что под насилием они подразумевают только сексуальное насилие, но на самом деле это более широкая проблема. Насилие может быть сексуальным, психологическим, экономическим и так далее. Мы хотим помогать жертвам любого из них. Пока мы на самой начальной стадии.

Елизавета: Пока мы создаем «информационный шум», при помощи которого пытаемся привлечь внимание людей. Если мы видим, что девушке нужна помощь, всеми силами стараемся ее оказать. Был случай с девушкой, которую похитил парень, мы с ней связались и договаривались о психологической помощи, спрашивали, нуждается ли она в ней, договаривались о посещении кризисного центра. Предлагали организовать консультацию юриста, в случае, если она будет подавать заявление. Мы были готовы при участии кризисного центра оказать ей всестороннюю поддержку. Девушка отказалась по своим причинам, она имела на это право. Думаю, если к нам будут дальше обращаться такие люди, то мы можем предоставить им определенную помощь.

Индира: Также недавно был случай, связанный с травлей в интернете. В одной из групп в социальных сетях выложили фото девушки, где насмехались над ней. Она написала нам. Эта травля очень сильно отразилась на ее жизни, она даже думала о суициде. Мы постарались оказать ей поддержку, рассказали, что она может сделать в рамках закона.

Елизавета: В любом случае, с нашим, пусть даже и небольшим опытом, мы можем помогать девушкам, которые в какой-то момент поняли, что некому рассказать, не к кому обратиться, и они абсолютно не знают, что делать. По крайней мере, мы сможем предложить им какие-то варианты решения проблемы. А самое главное — мы их поймем, примем и не осудим.

Индира: Самая важная цель нашей группы — убедить девушек, что о проблемах нужно говорить. Умалчивание не поможет решению проблемы, ее обязательно нужно проговаривать.

— Среди вас есть психологи,  специалисты, обученные работать с жертвами насилия?

Индира: Мы больше на практике понимаем, что нужно делать. Однако среди нас есть психологи, имеющие соответствующее образование.

Елизавета: Плюс у нас летом будет возможность съездить в Санкт-Петербург и обучиться работе с жертвами сексуального насилия. Это не психологическое образование, конечно, но это даст нам возможность официально заниматься работой с потерпевшими. На данный момент наша работа основывается на личном опыте и на прочитанных книгах по психологии.

— Вы сотрудничаете с кризисным центром для женщин. Когда девушки обращаются к вам за помощью, они могут рассчитывать также на психологическую, юридическую помощь кризисного центра?

Елизавета: Любой человек может рассчитывать на помощь кризисного центра, даже если он к нам не обращается.

Марина: Мы можем проводить девушек в центр, чтобы они не боялись. Допустим, после травмы они не могут решиться и даже позвонить в кризисный центр, бывают такие случаи. Они могут сначала написать нам, а мы их свяжем с кризисным центром.

Елизавета: Кризисный центр не очень популярен. Чем больше народа говорят о проблемах, тем больше на проблему обращают внимания. Иногда люди просто не знают о существовании КЦ. Он не так давно в Томске. Вполне возможно, мы поможем этим людям, направив их в социальный приют, если есть необходимость — к психологу, к юристу.

— Вы сами сталкивались с насилием?

Индира: Ну, я думаю, что с насилием в широком смысле сталкивалась каждая. Я знаю, что среди нас есть те, кто подвергались абьюзивным отношениям. Я, например, выросла в насилии среди семьи и в школе терпела просто зверскую травлю и домогательства.

— Как вы думаете, в Томске проблема насилия стоит остро? Есть какая-то официальная статистика?

Индира: Эта проблема есть в любом городе. Я сейчас на память не приведу цифры, но я, будучи студенткой, не раз наблюдала, что происходит в общежитиях, которых у нас много, город же студенческий. Там эта проблема есть, и ее видно невооруженным взглядом. Тут еще загвоздка в том, что не все понимают, что над ними совершается насилие. Это достаточно тонкая тема, и девушка может состоять в абьюзивных отношениях, но считать, что это нормально. Наша задача рассказать о том, что же такое насилие, о том, что это ненормально, что некоторые вещи не стоит терпеть, о них нужно говорить и принимать меры.

Елизавета: Получается, что если девушка с проблемой насильственных отношений обращается к каким-нибудь подружкам, она может в ответ услышать информацию, которая никак не поможет решить проблему, а часто даже усугубит ее. Это советы по манипуляциям, ухищрениям или просто разговор о том, что это нормально. «Ревнует, значит, дорожит», «Бьет, значит, любит» и тому подобное. «Он же такой хороший, я не верю, что он мог тебя ударить, значит, довела». И прочая чушь.

Марина: Или совет забыть о насилии. Если подавлять все это, возникают различные психологические проблемы.

Елизавета: Получается, проблема в том, что если девушка обращается к людям, не имеющим никакой информации, она получает «жизненные» советы, от которых ей не становится легче. Она пытается смириться с насилием, опросив кучу подружек, начинает думать, что происходящее нормально. Начинает менять себя, качать различные места в зале, носить юбку, получать энергию земли и прочее. А проблема остается, она никуда не уходит. Не нужно находить полумеры, пытаться изменить себя, пытаться изменить его.

Индира: Многие продвигают идею о том, что виноваты всегда оба. И если ты состоишь в абьюзивных отношениях, то тут есть и твоя вина. Это еще больше угнетает жертву насилия. Мы против таких утверждений.

— Какие еще в нашем обществе существуют стереотипы, связанные с насилием?

Марина: Существует миф, что насильник это тот, кто выскакивает из кустов. Что это обязательно незнакомый человек. И девушки не идут в полицию, так как считают, что раз я его хорошо знаю, то это не является преступлением.

Индира: Еще часто обвиняют жертв изнасилования. Она виновата в том, что надела короткую юбку, что пошла гулять вечером, или не предприняла те или иные меры. Этот стереотип особенно губителен для жертв. По статистике изнасиловать могут любую, независимо от внешнего вида, возраста, социального статуса, поведения, времени появления на улице. Независимо вообще ни от чего. И винить в этом жертву неправильно, этим общество оправдывает преступника.

Юлия: Почему-то люди никогда не приводят подобные аргументы, когда говорят о других преступлениях, например, о краже какой-то красивой статусной вещи. Никто не говорит: «Какая крутая тачка стоит, украду ее, а владелец сам виноват». Получается, что в данном случае к женщине относятся даже хуже чем к вещи.

Марина: Отсюда берутся и шутки про изнасилования. Говорят даже, что изнасилование это комплимент.

Индира: В последнее время насилие, и не только сексуальное, стало каким-то интернет-мемом, что еще больше нормализирует его. Но насилие — это не смешно.

Елизавета: Еще одна проблема — это пикаперы, в Томске они очень распространены. Многие из них действуют очень грубыми методами, применяя психологическое насилие. Они не учитывают желания девушки, давят на нее. В конце девушка соглашается на его предложения просто от безвыходности и при этом не считает, что над ней было совершено насилие. У нас совершенно нет понимания необходимости согласия. «Если женщина говорит «нет», это значит «да», и прочие глупости. «Нет» — это «нет». Дальнейшие уговоры, шантаж и прочее — это уже принуждение, насилие.

— И как вы собираетесь бороться с этими стереотипами?

Индира: Распространением информации. Главное — донести это все до общества. Планируем совместно с кризисным центром проводить акции, заниматься просвещением молодежи. Проведение занятий, раздаточный материал, листовки, брошюрки, митинги.

-Какие мероприятия на данный момент вы уже провели и какие планируете?

Индира: Одним из самых первых наших мероприятий стало проведение одиночного пикета в поддержку жертв насилия. Мы стояли  на Новособорной площади с плакатами и разместили фотографии с ними в социальных сетях. Провели бесплатное занятие по самообороне на базе опять же кризисного центра. В дальнейшем планируем проводить эти занятия систематически. Недавно участвовали в мероприятии КЦ «Вселенная женщин». Это то, что сделали. Планируем раздавать листовки, организовать кинопоказ фильма, посвящённого насилию. Также один фонд прислал нам довольно много экземпляров книг по гендерной тематике, мы хотим раздать эти книги в библиотеки Томска. Недавно у нас появилась группа в популярной социальной сети «Волонтерская группа «Помоги сестре», там мы размещаем полезную информацию.

Елизавета: Вообще, работа в нашей группе — это возможность найти близких по духу людей, друзей. И просто пообщаться без каких-либо гендерных стереотипов, токсичных отношений, осуждения, давления. Мы приглашаем к нам желающих.

Анастасия Лосева. Фото автора

«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии«Помоги сестре»: Мы хотим, чтобы девушки говорили о насилии