23 февраля 2015 года состоялась премьера фильма «Батальон смерти». Фильм породил в обществе очередную волну споров по вопросу женского движения в годы Первой мировой войны. Несмотря на то, что тема эта достаточно изучена, а все возможные оценочные суждения от «русской Жанны д’Арк», «бесстрашной амазонки» до «бочкаревских дур» и «проституток» уже озвучены, дискуссии не утихают.
Из 21 века многим очевидно, что Мария Бочкарева не могла изменить ход истории и повлиять на события, и что создание женских батальонов есть не более чем пропагандистская акция. Они, перекрикивая друг друга убеждают в этом…. Кого?
Все это было очевидно и тогда, в 1917 году. Настолько очевидно, что М.А. Рычкова в своих воспоминаниях пишет о готовности командира послать своих солдат на верную гибель ради «обращения внимания». Но именно это, замечает она, и вызывало восторг и благоговение. Женщины не собирались заменить собой мужчин на войне, они готовы были принести себя в жертву для того, чтобы поднять в бой мужчин. Не все. Кто-то шел покрасоваться, попримерять форму, кто-то в надежде заработать или найти приключение. Все они были отсеяны в процессе отбора. Остались лишь те, кто готов был принять смерть. Глупо? Ну не менее глупо, чем умереть от руки мужа-пьяницы, который от злобы и скуки мог забить жену до смерти. Вероятно, в самопожертвовании для России эти женщины видели больше смысла и пользы.
Такой рост женского самосознания связан в том числе и с тем, что к 1917 году 50% горожанок работали, имели профессию и расширяли сферу приложения своих сил. Женщины говорили, что сражение – это не самая не приятная и тяжелая работа, которую им приходилось делать на фабрике или в поле.
Считается, что героиня Первой мировой войны Мария Леонтьевна Бочкарева, в девичестве Фролкова (1889-1920), в 1919 году проживала в Томске в Горшковском переулке в доме № 20. Государственный архив Томской области не смог подтвердить эту информацию. Документально подтвержденными являются лишь два факта — о первоначальном месте жительства Фролковых в Томской губернии и о венчании Марии Фролковой с Афанасием Бочкаревым.
Мария родилась в июле 1889 года в семье Леонтия Семеновича и Ольги Илиазаровны Фролковых, в селе Никольское Кирилловского уезда Новгородской губернии, третьей дочерью в семье. Когда Марии исполнилось шесть лет, ее семья решает переехать в Сибирь, где правительство давало крестьянам бесплатно большие наделы земли. Мария вспоминает, что ее семью распределили в село Кусково неподалеку от Томска. Однако архивные данные указывают, что первоначальным местом жительства Фролковых в Томской губернии стало село Ксеньевка (ныне город Асино). Пережив на новом месте тяжелую зиму, семья переезжает в Томск, остановившись в какой-то «убогой ночлежке». В возрасте восьми лет Мария вынуждена пойти в услужение. За харчи и восемьдесят пять копеек в месяц она берется присматривать за пятилетним ребенком. Карьера няньки у Марии не складывается, через короткое время она сбегает от хозяев и попадает в прислуги к владелице бакалейной лавки Настасье Леонтьевне Фуксман. Там она учится всему, что положено знать в торговле и в работе по дому. Кроме этого, каждое воскресенье хозяйка оплачивает Марии посещение театра. Мария вспоминает, что ее очень интересовала игра актеров, их необычные жесты и то, как они говорят. Театр будил ее воображение, ей хотелось вырваться за пределы своего ограниченного мирка в тот мир, который она видела на сцене. «Мне хотелось красиво одеваться, ходить на гулянки, наслаждаться удовольствиями жизни. Хотелось учиться, иметь деньги, чтобы навсегда избавить родителей от нищеты и голода. Хотелось хотя бы денек пожить беспечной жизнью, а не вставать с солнцем, чтобы скрести полы или стирать одежду», — вспоминает Мария. Жизнь батрачки кажется ей унылой и бесцельной.
Когда началась русско-японская война, в городе сняла комнаты семья Лазовых – братьев-офицеров, один из которых женат. Мария переходит служить в дом Лазовых. Молодой неженатый Василий начинает ухаживать за Марией, соблазняет ее обещанием жениться. В ту пору Марии пятнадцать с половиной лет. Протест против беспросветного существования вполне созрел и оформился. Мария представляет, что замужество сделает ее свободной, независимой, состоятельной, и она соглашается сожительствовать с Василием. Свое обещание жениться Василий не исполнил, а получив приказ переехать в другую воинскую часть, бросил Марию, оставив ее с деньгами, множеством подарков и разбитым сердцем.
Мария вынуждена вернуться в комнату родителей в подвале. Отец, к тому времени много пивший, стал регулярно избивать Марию и пытавшуюся заступаться за нее мать. Мария не забросила свои мечты о замужестве. Наоборот, замужество становится для нее символом независимой жизни и свободы. Потому, когда к ней посватался Афанасий Бочкарев, мужик, сыпавший неприличными словами, она согласилась, не раздумывая. Венчание состоялось в Вознесенской церкви города Томска, о чем свидетельствует запись в метрической книге, сделанная 22 января 1906 года. Поспешный брак не был удачным. Не имея средств к существованию, Мария и Афанасий оба работали. Нанимались поденщиками, грузили баржи с лесом, устраивались в контору по кладке асфальта. Мария не боялась тяжелой работы. Но Афанасий был умственно неразвит, уходил в тяжелые запои и избивал жену. Женщина решается уйти от мужа. Ей, хоть и не без сложностей, удается это сделать.
Вскоре она знакомится с Яковом Буком и живет с ним по гражданскому согласию, без церковного благословления. Мария открыто называет себя его гражданской женой. Вместе с Яковом они открывают мясную лавку, где Мария становится первой женщиной-мясником в округе. Кажется, что Мария вполне счастлива в браке, она много работает, но возможность быть полезной приносит ей радость.
В мае 1912 года Яков Бук был арестован. Мария добровольно следует за ним в ссылку, в Якутск. Там она отправляется к якутскому губернатору И. Крафту, с прошением, чтобы Якова не выслали дальше, в Колымск. Крафт насилует Бочкареву, выпускает Бука из тюрьмы и требует новой встречи с Бочкаревой. Бочкарева тяжело переживает случившееся, пытается отравиться, а потом рассказывает все Буку. Бук предпринимает неудачную попытку убить губернатора, но его арестовывают и высылают в якутское поселение Амга.
В ссылке Яков изводит Марию ревностью, несколько раз пытается ее убить. Мария долго не решается оставить его. Ей кажется немыслимым покинуть Якова ради собственного блага. Но с началом Первой мировой войны у нее возникает идея пойти на фронт «во имя бескорыстного самопожертвования». Мария бежит от Якова в Томск, чтобы записаться в армию солдатом и уйти на фронт. Сначала Мария мечтала проявить себя на фронте, а потом обратиться к царю с прошением о помиловании Якова. Но война затянулась и разрушила мечты: Яша перестал интересовать ее, а потом и вовсе был забыт.
В ноябре 1914 года прибыв в Томск, Бочкарева обращается к командиру 25-го резервного батальона с просьбой зачислить ее на военную службу солдатом. Но женщин в солдаты не брали. Командир предложил Бочкаревой обратиться с просьбой к царю. Заняв у матери восемь рублей, Бочкарева посылает телеграмму царю, и ее зачисляют в солдаты его милостью.
В феврале 1915 года сформированный в Сибири полк получил назначение под Молодечно, во вторую армию. Бочкарева попала на передний край пятого армейского корпуса, в 28-й Полоцкий полк седьмой дивизии. На вопрос сослуживцев, как ее называть, Мария ответила: «Яшка».
Яшка оказалась хорошим, прямо героическим солдатом: ходила в штыковые атаки, вытаскивала раненых с поля боя, сама несколько раз была ранена. За время пребывания на фронте получила все четыре степени Георгиевских крестов и ряд медалей. Ей были присвоены звания младшего унтер-офицера и старшего унтер-офицера.
Весть о Февральской революции первоначально радует Яшку. «Свершилось чудо! Царизм, порабощавший нас и процветавший на крови и поте тружеников, пал. Свобода, Равенство и Братство! Как сладко звучали для нас эти слова…».
Но когда вслед за этим солдаты перестали воевать и увлеклись пустой говорильней, митингами и ораторством, Яшка не может с этим смириться. Ей невыносима мысль о мире и братании с врагом.
Познакомившись с председателем IV Государственной думы М.В. Родзянко, Яшка предлагает ему взять на военную службу женщин и сделать их примером для армии, чтобы пробудить в солдатах боевой дух. Так возникает идея о создании женских батальонов. Бочкарева обсуждает свой проект с генералом А.А. Брусиловым, получает аудиенцию у А.Ф. Керенского. Идея находит одобрение и поддержку. Решение о формировании «Первого русского женского Батальона смерти» — принято.
Мария выступает с агитацией на митингах и собраниях. Призывает женщин показать пример самопожертвования для того, чтобы мужчины осознали свой долг и исполнили его. Газетчики тиражируют ее призывы, журналисты готовят специальные репортажи, рассказывающие о целях и задачах женских батальонов. Женщин, желающих завербоваться в армию, очень много, для них выделяют дополнительное помещение. В результате жесткого медицинского и дисциплинарного отбора Мария оставляет лишь 300 человек.
21 июня женскому батальону смерти было вручено знамя.
Генерал Л.Г. Корнилов от фронтового командования преподнес Марии револьвер и саблю с золотым эфесом, Керенский зачитал приказ о производстве ее в прапорщики. 23 июня 300 женщин отправились на передовые позиции, получив назначение в 172-ю дивизию первого Сибирского корпуса.
Женское движение не у всех вызывало восхищение. Многие желание женщин умереть в бою воспринимали как глупость. Русская армия, по воспоминаниям Бочкаревой, была разрушена и деморализована. Солдаты умирать не собирались, воевать тоже. Вместо славы женщин ждало разочарование. Женский батальон был встречен насмешливо и даже враждебно.
8 июля 1917 года женский батальон участвовал в бою. Когда началось наступление, женский батальон доблестно пошел в атаку, неподдержанный «русскими богатырями». Бочкарева была контужена и отправлена в петроградский госпиталь.
Лодыри в армии, которым женщины согласились показать пример воинской дисциплины, оказались небоеспособными. Фронт разваливался, становился неуправляемым и слабым. Бочкарева винила в этом систему комитетов солдатских депутатов, разлагающих воинскую дисциплину. Вместо активных действий солдаты занимались «говорильней» и пьянством.
После свержения Временного правительства осенью 1917 года женский батальон был расформирован. Сама Мария прибыла в Петроград, где была арестована. Ей было сделано предложение о сотрудничестве с Советской властью, от которого она отказалась. После освобождения Мария отправилась к родителям в Томскую губернию. В конце 1917 года Мария посещает Москву, ее вновь арестовывают и отпускают.
В 1918 году Бочкарева совершает агитационную поездку в США и в Великобританию, чтобы помочь собрать деньги для борьбы с большевиками. Она пользуется большой популярностью: ею восхищаются и интересуются. Ее тепло принимают президент США В. Вильсон и английский король Георг V.
27 августа 1918 года Мария Бочкарева прибывает в Архангельск. 28 августа устраивает митинг, но здесь ей не рады. Не найдя поддержки, Мария отправляется в занятый белыми Шенкурский уезд, но там ее вновь ждет разочарование. Местные крестьяне не желают воевать и отпускать жен в «бабий» батальон. Жители настроены агрессивно и даже угрожают Бочкаревой убийством, если она явится вторично.
Тем не менее, в апреле 1919 года временное правительство Северной области постановляет зачислить Бочкареву в резерв с окладом 750 рублей в месяц и с разрешением носить офицерскую форму.
10 августа 1919 года Мария в составе морской экспедиции в Сибирь покидает Архангельск, отправляясь в село Тутальское Томской губернии, куда переехали ее родители. Экспедиция завершается 19 октября. Застав родителей в бедственном положении, Бочкарева решает поехать к адмиралу Колчаку, просить отставки и пенсии. 10 ноября в Омске она встречается с Колчаком. Вместо отставки Колчак предложил Бочкаревой сформировать добровольческий женский санитарный отряд. Мария согласилась и с воодушевлением принялась за дело.
В городе появляются афиши, сообщающие о том, что приехала известная организаторша добровольческих отрядов поручик Бочкарева из Архангельска. Бочкарева выступает с призывами к женщинам о формировании женского добровольческого санитарного отряда. За два дня она привлекла в отряд сто семьдесят женщин и тридцать мужчин. Но наступающие части Красной армии не позволили довести дело до конца. Набранных санитаров Бочкарева передала в оставшийся в Омске военный лазарет, а сама вернулась к родителям в Томскую губернию.
С приходом советской власти на томскую землю Бочкарева в декабре 1919 года явилась к коменданту города, сдала ему револьвер и предложила свои услуги. Комендант, отказавшись от ее предложения, взял с нее подписку о невыезде и отпустил домой. «…Меня отпустили, сказали, что арестовывать не будут. Я жила дома, скинула военную форму, надела женское платье и решила больше ничего не делать, шить на солдат шинели…». 7 января 1920 года Мария была арестована и посажена в тюрьму, откуда в марте переведена в Красноярск. 15 мая 1920 года было принято решение Бочкареву расстрелять. 16 мая приговор приведен в исполнение.
Елена Трофимова