Актуальное

Жизнь в виртуальном мире

22:00 / 07.06.13
3190

Сложности возвращения в реальность и адаптации в ней.

Мы в социальных сетях:

 

Жизнь в виртуальном миреВ настоящее время существует большое количество людей, которые без интернета или «просиживания» в соцсети и контроля за комментариями к своему посту в блоге, не представляют жизни. Современные приложения в мобильных телефонах только активно способствуют развитию такой зависимости.

 

Московские наркологи, отмечают, что контингент их больных сейчас трансформировался из зависимых от алкоголя/наркотиков в интернет — зависимых людей и составляет от 50 до 70% от общего числа пациентов, а журнал записи больных на прием расписан на год вперед.

 

Детские психологи также бьют тревогу. По результатам эксперимента, в которых участвовали дети от 12 до 18 лет,  — до конца «выдержали» только трое детей из семидесяти.

 

Им было предложено воздержаться в течение 8 часов от использования всевозможных гаджетов, компьютера, телевизора, радио, музыки. В это время они могли занять себя всем, чем угодно: от рисования и сбора пазлов до прогулки или сна.

 

Однако энтузиазм у детей пропал сразу в начале второго или третьего часа. У многих наблюдалась агрессия, суета движений, мыслей, речи; страх одиночества и состояние беспокойства. На физическом плане это выражалось в виде тошноты, головокружений, учащения дыхания, жара, беспричинной боли или ощущения кажущейся боли во всем организме. Психологи сравнили это с эффектом ломки.

 

Многие дети, не дождавшись конца эксперимента, включили телефоны и позвонили родителям, друзьям, одноклассникам. Остальные погрузились в виртуальный мир или включили громкую музыку.

 

Два мальчика, которые успешно выполнили задание, все это время клеили различные модели парусников. Третья девочка занимала себя рукоделием с перерывом на обед и прогулку в парке.

 

Конечно, каждый человек сам способен ответить себе на вопрос: зависим он от разного рода интернет — развлечений или нет. Эта статья содержит лишь некоторые предложения по выходу из зависимости, если человек видит, что она у него или у ребенка есть.

 

В отношении взрослых:

Не ограничивайте себя в посиделках и разговорах в соцсетях или увлечениях компьютерными играми. Ограничение еще больше активизирует желание и порождает агрессию в адрес самого себя: «Почему же я такой слабый человек? У меня ничего не получается».

 

Единственно эффективное средство в избавлении от интернет — зависимости: это осознанное наблюдение за собой, например, в моменты виртуального общения и анализ ценности обмениваемой информации. Оценка важности этой информации и количества потраченного времени на это  — прямой путь к избавлению от зависимости. Человек просто сам постепенно начнет понимать нужно ли ему такое общение, в каком количестве ему оно необходимо – это поможет свободно выйти из зависимости, без стресса для организма и психики. Это не значит, что человек не будет использовать те же соцсети. Он просто будет свободен от иллюзии важности происходящего в виртуальном мире.

 

В отношении детей:

Здесь несколько сложнее, так как сказанное в повелевающей форме: «Прекрати сидеть в интернете, пора делать уроки!» чаще всего не имеет в себе никакой силы влияния на происходящее, а только усугубляет ситуацию.

 

Исходя из результатов эксперимента – запрет никаких результатов не дает, если детям доступно не объясняют почему то или другое нельзя. В то же время, не совсем правильно была сформулирована суть эксперимента  — она была направлена на способности и возможности ребенка. Его взяли «на слабо», не предложив взамен никакой другой игры: «Сможешь ли ты 8 часов находится без компьютерных игр или общения в соцсетях?» Если бы каждому ребенку предложили коллективную игровую альтернативу той же компьютерной игре  – он даже и не вспомнил бы про свои лишения.

 

Также здесь стоит задуматься: а что ребенка так привлекает в виртуальном мире? Конечно, многие ответят: свободное общение — в интернете можно создать любой образ себя, какой хочешь. Мотивы затруднения в живом общении могут быть разными, но основа их чаще одна: ребенок чувствует индивидуальность своего внутреннего мира, но не видит, как его можно применить во взаимодействии с другими. Возможно, он когда-то пытался это делать, но его проявления были отвергнуты или не поняты другими детьми. Поэтому проще уйти в мир иллюзий – там можно создать любой образ себя или быть самим собой, да и выбор собеседников гораздо больше, так же как и вероятность найти единомышленников.

 

Совет родителям в этой ситуации: наблюдайте за своим чадом. Возможно, внутренний мир ребенка необходимо просто направить в нужное русло. Ведь виртуальный мир – это игра. Создайте для ребенка другую игру, которая была бы ему интересна и полезна, и возможно зависимость отпадет сама собой. Начните вместе с ним, например, изучать английский язык — будьте ребенку другом и партнером по жизни.

 

Также психологи напоминают о целительной силе диалога: чем чаще родители общаются с детьми и не просто активно кивают головой, а ведут искренний диалог с абсолютно зрелым человеком на равных – тем меньше недосказанностей и трудностей возникает во взаимоотношениях.

 

Для того чтобы ребенок прислушался к вашему мнению, психологи советуют также убрать схему: собственник – собственность. Это происходит потому, что практически все родители считают детей СВОИМИ — у них заведомо есть образ ни к чему не приспособленного человека, нуждающегося в постоянном обучении и опеке. Современные родители активно формируют зависимость ребенка от них, страдая потом от того, что человек в дальнейшем не может принять решение самостоятельно. Однако на самом деле современные дети значительно отличаются от предыдущего поколения высоким уровнем осознанности и наличием собственной точки зрения в отношении происходящего.

 

Например, если мама в повелительной форме говорит, что необходимо сделать ребенку, она автоматически перекрывает свободу выбора как себе, так и своему чаду, заведомо считая, что ее позиция единственно правильная. В этот момент исчезает диалог, так как говорит только один человек.  В то же время мама лишает ребенка возможности в дальнейшем стать личностью и отвечать самому за свои поступки, тормозя ее развитие своим авторитетом.

 

 Поэтому в этой ситуации предпочтительнее держать акцент на своих чувствах и эмоциях, например: «Маша, я вот смотрю, как ты много времени проводишь в интернете — это вызывает у меня беспокойство». Не говорите больше ничего – оставьте места для ответного слова ребенка. Возможно, вы услышите аргументированный ответ в пользу использования интернета именно в таком количестве – не торопитесь с выводами. Возможно, вы и не услышите ответа. Но если вы скажете это действительно искренне, то ребенок обязательно задумается над своими действиями – на самом деле любой человек очень любит своих родителей, даже если существуют прохладные отношения и ему не захочется огорчать близких. В этот момент в ребенке вы воспитываете навыки осознанности своих действий и взятия ответственности за свои поступки на себя.

 

Также стоит учитывать, что ребенку не нужно говорить одно и то же постоянно – в следующий раз достаточно будет только взгляда. Бывает и такое, что результатов сразу не видно, но, согласитесь, каждому человеку нужно время для осознания себя в новом ракурсе. Не нужно давить на человека – наберитесь терпения, и результат не заставит себя долго ждать.