Практика судебного преследования религиозных книг опасна и должна быть прекращена, считает начальник отдела защиты свободы совести аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Михаил Одинцов. Об этом он заявил на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс».
По его словам, в последнее время религиозные тексты попали в поле пристального внимания российских правоохранительных органов: в ходе как минимум 5 уголовных процессов в священных книгах пытались отыскать призывы к разжиганию вражды и ненависти. «Здесь сам подход порочен, ведь в Конституции написано, что религиозные объединения отделены от государства, значит, государство не должно вторгаться в религиозные тексты, религиозную жизнь, которая проходит в признанных законом религиозных организациях. Если нет прямых фактов и доказательств совершения каких-либо уголовных деяний, это просто недопустимо, этого не должно быть», — подчеркнул Михаил Одинцов.
Комментируя проходящий в Томске процесс о признании экстремистской программной книги общества сознания Кришны «Бхагавад-гита как она есть», Одинцов отметил, что в связи с этим процессом на имя уполномоченного по правам человека в РФ, Владимира Лукина, поступает множество обращений и жалоб. Причем обеспокоенность выражают не только сами кришнаиты, но и различные правозащитные и общественные организации, а также научные эксперты. «Всё это говорит о том, что российское общество в достаточной степени растревожено томским судебным процессом. По этой проблеме Владимир Петрович (Лукин – прим. авт.) принимал посла Индии в России, вел с ним беседу. Становится понятным, что кроме внутреннего аспекта данный вопрос имеет и внешний, который не украшает нас в этой ситуации», — заметил Михаил Одинцов.
С точкой зрения уполномоченного по правам человека согласны и ученые, в частности, ведущий научный сотрудник института философии РАН Татьяна Любимова и ведущий научный сотрудник центра индийских исследований института востоковедения РАН Ирина Глушкова. По их словам, аргументы сторонников запрета «Бхагавад-гиты как она есть» не состоятельны. В частности, неправомерными являются заявления о том, что кришнаиты, собственно, не имеют никакого отношения к традиционному индуизму: «Такое понятие как традиционный индуизм отсутствует, потому что традиции в разных частях Индии разные, и основываются на разных текстах», — подчеркнула Ирина Глушкова.
Неверным, по мнению ученых, является и отделение книги «Бхагавад-гита как она есть» от собственно «Бхагавад-гиты». Напомним, о том, что общественность неправильно понимает дело об индийской книге, путая комментарий Прабхупады с каноническим текстом «Бхагавад-гиты», в частности, заявляли первый замгенпрокурора России Александр Буксман и председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Александр Дворкин. По словам Ирины Глушковой, особенность «Бхагавад-гиты» состоит в том, что она живет и воспринимается верующими только в традиции комментирования, а не сама по себе: «Священный текст «Бхагавад-гита» изначально был трудно понимаем, вследствие чисто языковых особенностей. Поэтому практически сразу после его возникновения (V-VI вв н. э.) начались комментарии к этому тексту. Их было очень много – разные школы объясняли «Бхагавад-гиту» и одновременно в такой форме полемизировали между собой. То есть «Бхагавад-гита» сама по себе существует только как литературный памятник, а как сакральный текст она существует только в рамках комментариев, у нее нет другой жизни», — пояснила Глушкова.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.kinoklassniki.ru