Актуальное

Ложки нашлись – осадок остался

09:32 / 23.08.11
8862

Финансовый обзор.

Мы в социальных сетях:

Ложки нашлись – осадок остался

 

«Бомбой недели» стала статья Николая Степанова «Имитация как инновация. Что происходит с экономикой Томской области», которую по-тихому опубликовала «Российская газета» 9 августа на пятой полосе. «По-тихому» — это значит, что никто в регионе ее не заметил, кроме бдительных журналистов ТВ-2 (газету российского правительства по рецепту профессора Преображенского в Томской области, похоже, никто не читает – ни перед обедом, ни после). И, как выяснилось, зря. Подумать только! Первый! Зам! Губернатора-который-двери-в-Кремле-едвалиненогойоткрывает! Получила от какого-то журналиста (наверняка без экономического образования и опыта руководства крупным предприятием) весьма несладкую пилюлю. «Депутаты потеряли почти 700 тысяч тонн нефти, — писал автор. – Это мелкое происшествие является лишь одним из многих подобных мелких ЧП, которые случаются в экономике Томской области с завидной регулярностью». Далее излагается история о трех нефтяных скважинах, построенных на региональные деньги в 1999-м и якобы приватизированных в прошлом году. Автор обратил внимание на несоответствие нефтяных доходов и поступлений в областной бюджет от этих скважин. Он же, автор, приписывает спикеру областной думы недоумение по поводу того, куда делись добытые там почти 700 тысяч тонн нефти.

 

История с якобы пропавшей нефтью типична для региона, констатирует Николай Степанов, связывая это с тем, что экономическим блоком в Томской области более 10 лет руководит Оксана Козловская…

 

Про нефть Контрольная палата Думы отозвалась опровержением, заявив, что, мол, все неправда: ни о чем таком ни в каком отчете Палаты не говорится.

 

А дело все в том, что скважины, о которых шла речь в «Российской газете», хоть и были в собственности Томской области,  в тот момент находились в аренде у компании «Бенодет Инвестментс Лимитед». Она и была собственником нефти (такую бы принципиальность – да на процессе Ходорковского!), а, следовательно, бюджет к этой нефти никакого отношения не имеет. Нефтяники же исправно платили налоги, сборы и почти 7 миллионов рублей арендной платы в год. Какие, мол, претензии?

 

А вот что у компании «Бенодет Инвестментс Лимитед» лицензия была отозвана досрочно – так, что было, то было, соглашается Контрольная палата. И теперь скважины находятся в нераспределенном фонде и не могут эксплуатироваться. И причем тут вице-губернатор?

 

Да, по нефти никаких претензий нет, а к первому вице-губернатору – тем более. Ложки, как говорится в старом анекдоте, нашлись.

 

Но остался и осадок. Далее в статье приводится череда досадных недоразумений и провалов, как-то: «странное» банкротство строительной компании «Химстрой-С» (к которому, по версии автора, мог приложить руку сын первого вице-губернатора Михаил Волохов), и проблемы Инвестиционной лесопромышленной компании в реализации проекта «Зеленая фабрика». «На контроль над проектом… по некоторым данным, претендует небезызвестный Михаил Волохов», — пишет «Российская газета». Уж не на коррупцию ли в томском «белом доме» намекает?

 

Очень большой постскриптум

 

Статья в «Российской газете», чего греха таить, странная: больше похожа на донос (с некоторыми оговорками), нежели на развернутый экономический анализ. Но закономерность, пусть и на основе сомнительного посыла, схвачена верно: экономическую политику Томской области, похоже, составляет череда проектов, намерений и обещаний, многие из которых слабо связаны с объективной экономической реальностью. Вот и на прошлой неделе Оксана Козловская заявила о возможном строительстве стекольного завода в Томске и о том, что области проще построить автодорогу от Томска до Колпашева через Белый Яр, чем мост через Обь. Идею со стекольным заводом сразу можно положить в одну корзину с разворотом сибирских рек. Известна судьба Северского стекольного завода в Самуськах. Во-первых – строили его семь лет: с 2001 по 2008-й. Во-вторых, по имеющимся данным с 2010 года на заводе начата процедура банкротства. Предполагаемый новый стекольный проект принадлежит японской компании «Асахи-Гласс». Вопрос на засыпку: на кой практичным японцам размещать производство в регионе, где, по признанию директоров некоторых местных предприятий, запредельные расценки на электроэнергию, в перспективе – увеличение налогов, да еще и проблемы на таможне, которая может умудриться порой обложить пошлинами даже оборудование, которое ввозится иностранными инвесторами как уставный капитал? Да японцы только пятилетку будут землю под промплощадку искать и узаконивать!

 

Посмотрим, что с дорогой. Заговорили о ней томские власти, похоже, только потому, что мост через Обь в районе Колпашева строить не хотят. Вариант «не могут» отпадает сразу: третий мост через Томь в Томске могут – по крайней мере, на словах.

 

А вот в Колпашево — по мнению вице-губернатора Оксаны Козловской, экономическое обоснование инвестиций «возможно будет через несколько лет – с началом реализации межрегиональных транспортных проектов, обозначенных в Транспортной стратегии России до 2030 года, или в связи с интенсивной разработкой правобережья Оби по поиску и добыче нефти и газа» — цитата с ленты НИА Томск. Вот так: «только в связи с интенсивной разработкой правобережья». Ничего, что там люди живут. Понятно, что людей по трубам в Китай экспортировать не будешь – там своих хватает.

 

Для людей у нас предлагается сомнительного качества дорога в объезд. По словам вице-губернатора, власти «рассматривают варианты» строительства автодороги, чтобы до Колпашева можно было добраться без речной переправы: через Первомайку — Улу-Юл — Белый Яр. Предварительная стоимость проекта — (внимание!)145—150 миллионов рублей, сообщает НИА Томск.

 

Не маловато? От Томска до Колпашева через Белый Яр – более 630 километров. От Белого Яра до Колпашева – 149 километров Сколько же должен стоить 1 километр такой дороги? Точно – меньше миллиона рублей. Вопрос: что это будет за дорога, если полтора километра строящегося отрезка улицы Обручева в Томске оценены более чем в 300 миллионов рублей? Пару лет назад Минрегион намеревался ограничить стоимость строительств автодороги высшей категории в122 миллиона за километр. А сегодня разные эксперты оценивают километр российской дороги в миллионах долларов… Вот и верь после этого расчетам, которыми нас сегодня потчуют.

 

Андрей Маланов

Фото: trymex.ru