Источник фото: Артем Изофатов/Tomsk.ru
Интересное

Почему Томск не вошел в состав Транссибирской магистрали?

22:00 / 27.07.18
10562
Мы в социальных сетях:

Транспортному узлу Томск — Тайга  исполнилось 120 лет. В конце 19-го века томичи ждали и надеялись, что Великий Сибирский Путь пройдет через Томск. Однако этого не случилось. Почему, выяснял корреспондент новостного портала Tomsk.ru.

В 1850-х годах началось освоение территории Дальнего Востока. Поскольку к этому времени у России были уже огромные территории, перед правительством остро встал вопрос о сохранении земель. Так было принято решение о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали, которая должна была соединить дальневосточные регионы страны с центром России.

«Сибирская железная дорога  — самая длинная в России, начиналась от Челябинска и доходила до Иркутска. Центром этой дороги был, как ни странно, Томск. И все управление располагалось здесь же. Вот такой парадокс: сам Трансиб не прошел через Томск, однако сибирским отрезком его пути руководили именно здесь», — рассказал заведующий кафедры отечественной истории ТГУ Василий Зиновьев.

Почему Томск не вошел в состав Транссибирской магистрали?

Строительство Транссиба, самой длинной железной дороги в 9288,2 километра, началось в 1891 году, и стоило примерно три миллиона рублей. 

Дискуссии о том, стоит ли прокладывать Великий Сибирский Путь через Томск, велись очень долго.

Томские купцы сильно хотели, чтобы железная дорога проходила через город, поскольку она открывала большие возможности для торговли. Также Томск был центром крупнейшей губерни, и чтобы обойти его, необходимы были веские основания. Однако инженер-проектировщик Николай Гарин-Михайловский, нашел их.

В конце 19-го века железную дорогу строили при помощи людей и лошадей. Все земляные работы выполняли бригады. Поэтому дорогу прокладывали в тех местах, где таких нагрузок было меньше.  Однако основная сложность заключалась в том, что ж/д пути должны были пересекать широкую реку Обь. Кроме того,  Томск находился в стороне от наиболее населенной части своей губернии, и рельеф оставлял желать лучшего: большая пойма реки Оби, достаточно холмистая территория.  И если до Владивостока с такой же холмистой местностью, дорогу надо было проложить в обязательном порядке, то Томск можно было обойти.

Поэтому, Гарин-Михайловский принял решение проложить дорогу южнее. Затем рядом с дорогой появилась станция «Обь», позже она разрослась до города Новониколаевска, который сейчас является Новосибирском.

«Если бы дорогу строили через Томск, рабочим пришлось бы пересекать пойму Оби, делать насыпь — это гигантская работа и затраты. На юге страны у реки плоский берег, твердый грунт — идеальный вариант для пересечения реки», — добавил историк.

Однако Томск все же «присоединили» к Транссибирской магистрали — проложили ветку от Томска до крупнейшего транспортного узла станции Тайга.

Мария Масляева