Источник фото: Antony Theobald/flickr.com
Авторские материалы

Право знать: как защитить себя от ложных обвинений в магазине?

20:00 / 21.12.17
13762
Мы в социальных сетях:

«Право знать» – новая рубрика городского портала Tomsk.ru. Она создана для того, чтобы дать ответы на волнующие каждого из нас вопросы и рассказать о юридических тонкостях понятным для всех языком*. Мы будем рассматривать самые интересные казусы, а вы – получать готовую инструкцию о том, как вести себя в той или иной ситуации,  согласно букве закона. «Право знать» – знай свои права! 

Предпраздничная суматоха в магазинах города в самом разгаре. Как поступить, если ваш поход за подарками был омрачен случайно разбитой бутылкой шампанского или разлетевшимся вдребезги набором посуды? Ведь, выбирая товар в стеклянной таре, порой совсем не сложно случайно задеть рядом стоящие бутылки или бокалы. Tomsk.ru решил разобраться, должен ли посетитель оплачивать разбитый товар, или у него есть право не делать этого?

1. Вопрос: Кто обязан платить за разбитый товар в магазине?

Ситуация: Кира достает с полки супермаркета бутылку вина. Совершенно случайно две рядом стоящие бутылки падают и разбиваются вдребезги. Пока она судорожно пытается понять, как себя вести, продавцы, начав водить вокруг девушки хоровод, на повышенных тонах приказывают ей оплатить стоимость разбитых бутылок. Вскоре к ним присоединяется бравый охранник и, усиливая психологическую атаку, сообщает, что пока Кира не оплатит почившие бутылки, из магазина ее никто не выпустит.

На месте Киры может оказаться каждый. Мало кто знает, что ежедневно, приходя в магазин, мы заключаем с ним договор розничной купли-продажи. Факт того, что вы его заключили, подтверждает чек, который выдан на кассе. Как известно, любая сторона договора имеет права и обязанности. Так как же поступить, если договор еще не заключен, а имущество магазина уже пострадало от того, что покупатель случайно его уронил?

Что делать? Для начала – не паниковать. А затем вспомнить, что любой гражданин, желающий заключить договор розничной купли-продажи, защищен законом. Поэтому Кире, как и любому другому покупателю, оказавшемуся в подобной ситуации, не стоит спешить доставать кошелек. Деньги за разбитый стеклянный товар представители магазинов вправе требовать лишь в определенных ситуациях. Если вы случайно задели и разбили бутылку или банку, то это легко доказать, ведь чаще всего покупатели бьют хрупкий товар без злого умысла из-за того, что владельцы и сотрудники супермаркетов сами создают условия для этого. Такими условиями являются неправильная выкладка товара, узкий проход между стеллажами и, наконец, плохая или незавершенная уборка торговых залов. Если что-либо из вышеперечисленного имеется в магазине, то необходимо обратить на это внимание сотрудников и дать им понять, что вашей вины в возникшей ситуации нет. А когда отсутствие вины доказано покупателем, он освобождается от ответственности. Если ваши доводы кажутся персоналу торговой точки неубедительными, и вам преграждают путь при попытке выйти из магазина, то налицо прямое нарушение закона сотрудниками частного охранного предприятия или супермаркета.

Что говорит закон?  Статья 211 Гражданского кодекса РФ гласит, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. А в нашем случае – это магазин. Значит ли это, что, придя в плохом настроении в супермаркет, вы можете безнаказанно разбить парочку бутылок игристого, а вдобавок еще и с десяток тарелок? Конечно же, нет! Ведь в такой ситуации магазин защищен положениями статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «вред, причиненный имуществу <…> юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Если объяснить это простым языком, то в ситуации, когда вы умышленно причиняете вред имуществу магазина, то и компенсировать его придется именно вам. Применительно к нашей ситуации вред был причинен покупателем неумышленно. На этот счет имеется указание пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ: «лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». Нужно помнить, что даже если вы и виноваты в порче товара, то доказать это и потребовать возмещения ущерба может только суд, а никак не охранник или продавец. В ряде случаев сотрудники ЧОПа, с которым у магазина заключен договор об оказании охранных услуг, позволяют себе незаконные действия по отношению к покупателям. Знайте, что охранники не вправе применять к вам физическую силу, проводить обыск ваших личных вещей и требовать показать документы, удостоверяющие личность. А если это все-таки происходит, то у вас появляются все основания для вызова сотрудников полиции. Полицейские обязаны разъяснить обеим сторонам конфликта их права и не допустить их нарушения.

Что же в сухом остатке? Итак, если вы оказались на месте Киры:

1) не паникуйте и не поддавайтесь уговорам сотрудников торговой точки об оплате разбитого товара;

2) оцените ситуацию и докажите, что бутылка (банка, тарелка, бокал) упали случайно (именно на этом этапе вы можете сослаться на возможное нарушение магазином правил пожарной безопасности, некачественную уборку торгового зала, пролитые жидкости на полу);

3) если есть такая возможность, посмотрите вместе с администратором супермаркета записи с камер видеонаблюдения, которые подтвердят вашу невиновность;

4) если ситуация усугубляется сотрудниками магазина, не позволяйте им нарушать ваши права и сообщите о том, что со своими требованиями в ваш адрес они могут обратиться в суд, а  вы оставляете за собой право вызвать полицию;

5) в случае возникновения конфликтной ситуации с сотрудниками охраны не позволяйте им применять к вам физическую силу, осматривать ваши личные вещи, а также не показывайте и не передавайте им ваш паспорт и любые другие документы; помните, что потребовать документы могут только сотрудники полиции.

И помните, что подтверждением заключения договора купли-продажи является чек. За случайно разбитый товар покупатель платить не обязан, если чек еще не выдан. До этого момента всю ответственность несет магазин.

2. Вопрос: Итак, когда за разбитый товар платить не нужно?

Ответ: Как вы уже знаете, закон на вашей стороне, если вы обратите внимание персонала магазина на пролитые жидкости на полу, узкие проходы и тому подобное. В довесок к этому перечню можно добавить следующее:

1) ширина проходов в магазине меньше 1,4 м;

2) проходы заставлены коробками и поддонами для контейнеров;

3) товар выставлен на полках неустойчиво, и при попытке его достать можно легко уронить другие товары;

4) предупреждающие таблички с надписью «Ведется уборка» или «Осторожно: мокрый пол» отсутствуют во время проведения влажной уборки;

5) товар бьется при падении с движущейся ленты на кассе.

Если вы разбили товар при наличии вышеперечисленных «сопутствующих условий», то вина полностью лежит на магазине, и никто не имеет права требовать от вас возмещения ущерба.

3. Вопрос: В каких случаях разбитый товар придется оплатить покупателю?

Ответ: Если же вы разбили товар из-за того, что:

1) находились в магазине в состоянии алкогольного опьянения;

2) устроили драку в торговом зале;

3) были крайне рассержены резко подскочившими ценами на красную икру и швырнули банку в стену со словами «Совсем буржуи распоясались!», т.е. нанесли ущерб имуществу магазина умышленно;

4) не удержали товар в руках,

то будьте готовы оплатить полную стоимость испорченного товара. В ситуациях, о которых говорится в первых трех пунктах ответа на вопрос, прибывшие на место сотрудники полиции могут попросить вас дать объяснения. Обратите внимание, что претензии магазина и ваши объяснения, изложенные в письменном виде, могут составить основу протокола о привлечении вас к ответственности за совершение административного правонарушения. Но вы и сами знаете, что лучше до этого не доводить.

4. Вопрос: Куда обратиться?

Ответ: 1. В полицию. Для того чтобы исключить ситуацию, в которой сотрудники магазина могли бы вынудить вас заплатить за случайно разбитый товар, необходимо обратиться в полицию. Это можно сделать, набрав номер 102 с мобильного телефона. Сотрудники полиции обязаны не допустить того, чтобы вы передавали деньги сотрудникам магазина, т.к. присудить выплатить компенсацию магазину может только суд.

2. В Государственный пожарный надзор. Для того чтобы сообщить об узких или заставленных коробками и контейнерами проходах между стеллажами. Телефон доверия ГУ МЧС России по Томской области: 69-99-99.

3. В Роспотребназдор. Для того чтобы сообщить о нарушениях, связанных с неправильной выкладкой товара, плохой или незавершенной уборкой торговых залов. Горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-350-44-55. Также можно оставить электронное обращение на сайте http://70.rospotrebnadzor.ru, ответ на которое обязаны дать в течение тридцати дней.

5. Вопрос: Что почитать?

Ответ: Статьи законов, которые могут вам пригодиться. Внимательно с ними ознакомьтесь.

Право знать: как защитить себя от ложных обвинений в магазине? 

Теперь вы знаете, как себя вести в подобных ситуациях. И помните, что молчание в деле собственной защиты – не лучший помощник. Оперируя нормами закона, вы не позволите ввести себя в заблуждение, а уж тем более, заставить вас раскошелиться в ситуациях, когда требовать этого – незаконно.

Читайте рубрику «Право знать» на городском портале Tomsk.ru и знайте свои права!

Дмитрий Аксенов

 

*Напишите в комментариях, ответы на какие вопросы вы хотели бы видеть в нашей рубрике, и мы постараемся об этом написать.