Музей истории Томска пользуется особой популярностью не только у гостей и жителей города, но и у бездомных кошек: пушистые визитеры регулярно посещают музей и остаются там жить. Четвероногие «экспонаты» привлекают посетителей: тут и созерцание прекрасного, и «глажка» котика, и дружеское «мур-мур». Сейчас хранителем Музея истории Томска является Джексон — рыжий охотник на мышей и птиц.
Джексон появился в музее на Бакунина, 3, в конце апреля: просто пришел к дверям, важно прошествовал внутрь и остался здесь жить. Кто раньше был хозяином рыжего кота, и был ли вообще у него хозяин, сотрудники музея не знают, а Джексон о своем прошлом предпочитает молчать. О том, что на Воскресенской горе появился четвероногий красавец, работники музея написали в соцсетях 26 апреля, рассчитывая найти коту старых или новых хозяев.
«Рыжий кот на Воскресенской горе! С этого понедельника по территории нашего музея бродит рыжий кот: пушистый, с ошейником, голодный… Кто потерял — приходите», — обратились к томичам экскурсоводы. Хозяева не нашлись, а вскоре кот сам стал хозяином целого музея, по крайней мере, именно так он себя ощущает. Хозяин периодически наведывается в другие имения, но всегда возвращается домой, в Музей истории Томска.
«Кот живет в музее, но он, по всей видимости, не только музейный кот. Он периодически куда-то исчезает, у него на Бакунина есть еще парочка домов, где его подкармливают. Хотя, котик чувствует себя полноправным хозяином в нашем музее, спит на наших экспозициях, на диванчиках. Сейчас он уже прижился, его никто не выгоняет, все любят нашего рыжего кота. Назвали мы его Джексоном, хотя некоторые зовут кота Чубайсом, потому что он рыжий», — рассказывает экскурсовод музея Елена.
Пушистый охотник
Котик стал музейным экспонатом и частью экспозиций, например, облюбовал пряничный «Дом с Жар-птицами». «У «пряничного дома» появился первый житель и приглашает вас в гости! Он сразу почувствовал себя хозяином», — пишут работники музея в своей группе во «ВКонтакте». Экскурсоводы отмечают, что Джексону разрешено валяться на экспонатах, и, хотя за всем усмотреть невозможно, рыжий любимец не хулиганит: ведет себя прилично и музейные экспонаты не портит.
«Джексон — дворовый котик. Мы водили его к ветеринару, врач сказал, что нашему любимцу около полутора лет. Ветеринар провел обследование и подтвердил, что мы полностью здоровы, веселы и бодры», — смеется экскурсовод Елена.
За рыжим хозяином Музея истории Томска ухаживают сотрудники музея: периодически они изъявляют желание помыть или расчесать кота, и Джексон благосклонно принимает эти ухаживания. Лоток в музее ставить не стали: так повелось, что Джексон — полностью самостоятельный кот и ходит по нужде на улицу. Впрочем, улица привлекает дворового кота еще и возможностью заниматься любимым делом — охотой.
«Мы совершенно не следим за ним, он не домашний кот. Ловит мышей и птичек, Джексон — самый настоящий охотник. Мышей хватает не только на улице, но и в музее: здание на Бакунина, 3, достаточно старое, поэтому без работы котик не сидит. Летом бывали случаи, когда он ловил птичек на улице. Конечно, мы его за это ругали. Как настоящий хищник, он приносит свою добычу хозяйкам — музейным работникам. С «трофеями» ничего не поделаешь, мы отправляем их назад, на улицу. Впрочем, Джексон на нас не обижается», — говорит Елена.
На улицу кот выходит разными способами: и через окно, и через дверь, зверь «курсирует» между улицей и зданием музея свободно и гуляет, сколько хочет. Погуляв, «Чубайс» возвращается в свои владения: подходит к дверям и ждет, пока кто-то из посетителей послужит для него швейцаром. Люди открывают двери музея, и животное важно шагает внутрь.
Предшественники Джексона
Сотрудники Музея истории Томска отмечают, что Джексон — не первый кот, которому приглянулось здание музея на Бакунина. Дворовые коты регулярно приходят на территорию, а работники публикуют в соцсетях фотографии животных, пытаясь найти владельцев. Иногда хозяева находятся, а порой котики становятся хранителями музея и остаются здесь на долгие годы. До Джексона экспонаты охраняла Люся — дворовая кошка, поселившаяся в музее и гулявшая сама по себе.
«Люся тоже попала в музей с улицы, как и Джексон. У нас директор музея — очень добрая женщина, очень любит животных, вот она и приютила Люсю. Кошка прожила в музее порядка пяти лет, была на свободном выгуле, ее кормили и сотрудники музея, и посетители», — рассказала сотрудница Музея истории Томска.
Посетители очень полюбили Люсю: когда она уходила в очередной «загул», томичи живо интересовались, куда пропала кошка, на что сотрудники музея отвечали, что «Люся находится в длительной командировке». Однажды сотрудники музея забрали кошку домой на период проведения новогодней выставки и уже не захотели с ней расставаться. Так Люся обрела дом и любящих хозяев, а на посту хранителя музея ее сменил рыжий Джексон.
«Лицо» музея
«Пусть в нашем музее вам будет тепло и уютно в любое время! В ожидании подъема на каланчу устраивайтесь поудобнее на лавочке, любуйтесь видами города из окна и тискайте Джексона, за еду он должен согласиться», — объявляют сотрудники музея в группе во «ВКонтакте».
Действительно, Джексон по праву может считаться «рекламным лицом» музея: экскурсоводы отмечают, что кот привлекает посетителей, гости музея начинают регулярно приходить сюда и гладить котика, а также фотографироваться с ним. Рыжий «антидепрессант» не дает посетителям соскучиться: никогда не знаешь, в каком настроении пребывает хозяин, и будет ли посетитель музея допущен к «глажке» священного животного.
«С одной стороны, котик очень ласковый, но он не всегда дает себя погладить. Люди, завидев кота, живо интересуются им и чаще приходят к нам в музей, кот добавляет интерес к нам, добавляет красок, привлекает посетителей. Он по-разному ведет себя с посетителями, все зависит от настроения и от самих посетителей, кто приглянется ему, здесь ничего не зависит экскурсии и от экскурсовода. Если кто-то начет его гладить, некоторых он может с готовностью потерпеть, а некоторых начнет кусать. Периодически бывает, что у него отсутствует желание быть «отглаженным», — отмечает экскурсовод Елена.
Она отмечает, что котик любит поспать и покушать. Питается Джексон мясом, курицей и покупными кормами, кормят его и посетители, и сотрудники Музея истории Томска.
«Из «экспоната» музея Джексон уже превратился в настоящего члена нашего коллектива, — добавляет Елена. — Кота все полюбили, и никто не хочет его отпускать».
Екатерина Руденко