Вы когда-нибудь задумывались, сколько раз проходите мимо людей, чья работа стала для вас привычной и незаметной? Замечаете ли вы того, кто подает вам пакет в супермаркете, кто там же расставляет тележки, видите ли того, с кем разговариваете через окошко билетной кассы? Интересно ли вам, как живет и что видит парень, работающий контролером на аттракционах в детском парке? Tomsk.ru начинает новую рубрику, где журналисты будут рассказывать о людях, мимо которых мы ежедневно проходим, практически не замечая их существования.
Первым героем нашей рубрики стала томичка Галина. У Галины необычная и социально нужная профессия — администратор общественного туалета. Да, она — именно тот человек, который за пару монет в кризисной ситуации обеспечит вам пропуск к жизненно важным удобствам и заодно снабдит кусочком бумаги, и, возможно, выдаст устные инструкции по эксплуатации этих самых апартаментов.
Туалет на площади Ленина в Томске известен всем и каждому. Пожалуй, в городе не найдется человека, который бы в нем не побывал. С 10.00 до 22.00 заведение готово беспрерывно принимать и принимает посетителей. И даже в холодный осенний вечер, когда на улицах пустеет, туда заглядывают гости. Одним из таких посетителей стала я.
«Предбанник» метр на метр, пара служебных дверей и вот он, — проход в святая святых. В небольшом помещении перед входом в мужскую и женскую кабинки сидит пожилая женщина в теплом пальто и вязаном шерстяном берете.
Увидев меня, она отложила газету и произнесла уже заученное: «проходите-проходите, 25 рублей». И еще добавила, что она только что привела в порядок туалетную комнату. Это, кстати, оказывается правдой — там везде действительно чисто и пахнет какой-то освежающей жидкостью. На выходе из клозета мне удается поговорить с женщиной, представившейся бабой Галей.
— Ох, уютненько здесь у вас, везде цветы, салфетки и календарики.
— Да, эти салфетки вязала мама моей сменщицы. Когда она умерла, сменщица принесла салфетки сюда в память о ней. Все уютнее.
Я присаживаюсь за стол, и тут мне в глаза бросается меховая шуба, небрежно брошенная на пол возле входа.
— А это у вас откуда, забыл кто-то?
— Нет, специально принесли. Вы сейчас не видите, но между дверью и полом большая щель. Чтобы не простудиться, приходится таким образом ее закрывать. А то продует, весь день же здесь сидеть, а отопления нет.
— Родные-то вас не теряют?
— А что им меня терять? Живу с внуком, другой внук живет по соседству. У детей своя жизнь. Какая разница, где штаны протирать? Лучше здесь.
— Сколько вы получаете?
— Летом хорошо, в день по тысяч шесть зарабатываем, мне за смену отдают 500 рублей. Сейчас, конечно, хуже — почти никто не ходит. Вот сегодня было совсем мало народа, 300 рублей заработала, но наша начальница Ольга все равно платит по 500 рублей в день как и летом, так что нормально. Получаю посменно, два через два работаю.
— А кто вообще «держит» ваш туалет?
— Да вот хозяин блинной, что за стенкой, и держит, но сам сюда не ходит. Деньги собирает Ольга и потом их как-то ему передает. Эта Ольга, кстати, на моем месте четыре года отработала, а потом стала повыше в должности, — поделилась баба Галя. — Я сюда, знаете, как попала? Наташка, подруга моя, попросила ее подменить, я вышла и осталась здесь. А что? Хорошо, какой-никакой приработок к пенсии в 13 тысяч.
— Извините за вопрос, но как вы тут кушаете?
На этом вопросе женщина немного встрепенулась.
— Как-как… Просто! Ничего тут не пахнет, беру вот какой-нибудь быстрый суп, да ем, — оттарабанила баба Галя, зачем-то упомянув слово «ассенизатор».
— То есть? Тут выгребная яма?
— Ну да, приезжает значит машина и откачивает накопившееся. На Горького, да и вообще во многих местах в центре, также.
— Кем вы раньше работали?
— Кем только не работала. Экономистом, бухгалтером, потом уже, на пенсии, санитаркой долгое время. Мне 74 года ведь уже, так что кем только не работала.
— Санитаркой? Всяких сцен, наверное, насмотрелись.
— Нет, я работала в детском инфекционном отделении, в приемном покое, моим делом было оформление документов да выдача белья пациентам. В основном это мамочки с детками. И еще иногда по доброй воле застилала кровати и приносила чайник. Вот и вся моя работа была.
— А посетители у вас какие? Мне два года назад рассказывали, как в вашем туалете нагадили прямо в раковину.
— Да нормальные посетители. Люди, в основном, культурные. Хотя… Вот при моей сменщице было такое. Сначала мужчина не захотел платить, причем мужчина-то, по ее словам, обеспеченный. Потом таки заплатил, вышел. Она пошла убираться, и тут картина: кучка прямо на полу посреди комнаты. Не дошел до унитаза или что, не знаю, — смущаясь, оправдывает посетителя женщина.
Женщина еще немного подумала и тут воскликнула:
— А! Вот! Однажды, по осени уже, попросился ко мне бомж, чтобы умыться. Весь черный зашел, в чем-то измазанный, только глаза и белые зубы было видно.Говорю — иди быстрее отмывай морду жидким мылом. Он вышел, лицо умыл, спрашивает у меня: «Я на человека-то хоть похож?». Сказала ему, что похож, хотя когда зашел, весь четный был, и лица не видно было. Благодарил очень, что пустила умыться, — баба Галя замялась. — Я его спросила, как же так у него вышло, что он без дома. Сказал, что приехал из Ростова-на-Дону и потерял деньги и документы. К местным властям ходил, не помогли. Домой уехать — тоже нет денег. А изначально приехал с целью купить небольшой домик. Теперь остался жить в Томске. Живет на улице, пока лето было, мылся и стирался в Томи, а теперь холода, все уже, даже умыться негде — не замерзнуть бы. Если придет в следующий раз, снова его пущу: человек все же, хоть как-то ему помочь.
— Вы часто помогаете людям?
— По-разному бывает. Кому-то и помогать приходится. Как-то раз ко мне зашла женщина из Новосибирска, которой недавно сделали операцию на суставы, на костылях зашла. Я ей потихонечку помогла забраться в кабинку и обратно. Самой-то ей никак. Разве тяжело человеку помочь?
— А чем занимаетесь, когда нет посетителей?
— Кроссворды разгадываю и вяжу. Да мне, наверное, уже собираться пора.
Она сдвинула свои кроссворды, напоследок проверила туалетные кабинки, погасила свет и пошла на остановку.
Напомним, в 2015 году наша редакция выясняла, где в Томске можно справить нужду при единичных платных туалетах и отсутствии муниципальных.
Юлия Агафонова