Доброго июньского дня всем читателям Tomsk.ru. Сегодня в нашей постоянной рубрике «Томская область: фотоИСТОРИЯ» мы расскажем сразу о двух событиях.
Во-первых, 11 июня 1982 года началось строительство целого города. Речь о Кедровом. Этот один из самых маленьких городов России по численности населения строился в центре Пудинского нефтяного района, призванного обеспечить основной прирост нефтедобычи в регионе. Основанный изначально как поселок нефтяников, в 1986 году Кедровый был достроен, а в 1987-м получил статус города. Надо отметить, там не возводили временного жилья. Томские архитекторы создали проект молодого города из пятиэтажных домов и объектов соцкультбыта, расположенных среди соснового бора. Общая площадь Кедрового составляет 1 967 квадратных метров. По состоянию на 1 января 2016 года в Кедровом проживали 3 301 человек. Это 0,3 % от населения Томской области.
Несмотря на то, что Кедровый находится всего в 480-ти километрах от Томска, на дорогу до него порой уходят не одни сутки. Дело в том, что сухопутных дорог круглогодичного действия до Кедрового нет. В холодное время года выручает зимник, протяженность которого — более 100 километров. 120-километровый участок дороги от Кедрового до Парбига — единственный путь к местным газо-и нефтеместорождениям — согласно данным опроса издания «АиФ», в 2012 году был признан самой плохой дорогой в стране. Строить эту дорогу начали практически одновременно с городом, но закончить строительство не удается до сих пор. Впрочем, когда смотришь на воодушевленные и радостные лица строителей и первых жителей Кедрового, о грустном как-то не хочется…
А сейчас — еще об одной стройке века, причем не только регионального масштаба. В июне 1974 года началось строительство Томского нефтехимического комбината. Вот как вспоминает о тех событиях первый секретарь Томского обкома КПСС Егор Лигачев:
«Как в XIX столетии за право иметь первый сибирский университет боролись омичи, иркутяне, тоболяки, так и нефтехимический комбинат в 1970-е хотели строить многие области. Но мы, томичи, приняли вызов и включились в борьбу. Помню, идет заседание политбюро ЦК КПСС. Рассматривается одно хорошее постановление, дельное такое, организационного характера. Я вношу предложение: надо бы поправить вопрос о статусе обкомов партии: дать больше прав, но ужесточить обязанности. Член политбюро Николай Викторович Подгорный смеется: «Раз он хочет, чтобы с него больше спрашивали, давайте запишем». Это был 1975-1976 год. Да, областные партийные организации руководили хозяйственной деятельностью, но при этом руководствовались, прежде всего, государственными интересами. На этой стадии нашего развития и был построен Томский нефтехимический комбинат, гигант полимерной химии, аналогов которому во всем мире были считанные единицы.
Первую очередь пустили в начале 1981 года, и на XXVI съезд партии томская делегация привезла в качестве трудового подарка пакет с гранулами полипропилена из самой первой партии. Я на этом съезде не выступал, но, входя в состав президиума, попросил дать слово Пронягину, начальнику генподрядного строительного управления «Химстрой». Петр Георгиевич очень достойно сказал о том, что всесоюзная ударная стройка, одна из крупнейших для той пятилетки, завершена строго по плану. Съезд принял сообщение аплодисментами.
…Очень много для становления Нефтехима сделал его первый директор Гетманцев Виктор Стефанович. Он сейчас в Москве работает. Настоящий руководитель! Выбрали его мы — из нескольких предложенных кандидатур. И не ошиблись. А тот же Пронягин за это строительство стал кавалером золотой звезды Героя Социалистического Труда. И множество совсем молодых людей, начинавших свою трудовую биографию на ТНХК, пройдя эту школу, стали специалистами высочайшего класса.
Какой довод победил в пользу Томска? Аргументы были серьезные. Во-первых, своя, родная томская нефть. Добычу
этого сырья мы начали на самом первом этапе освоения углеводородных богатств Западной Сибири. И вполне справедливо полагали, что наша область имеет право быть не только сырьевым придатком других регионов, но и центром переработки. Кроме того, географически ближе, тем более что уже действовала развитая нефте- и газотранспортная система. Во-вторых, кадры! Мы имели целую армию опытнейших строителей из системы Минсредмаша, ученых, инженеров, академический Институт химии нефти… Все это, вместе взятое, склонило политбюро и совет министров в нашу сторону».
Из записных книжек фотокорреспондента ТАСС Владимира Казанцева: «Томский нефтехимический комбинат строила вся страна. Здесь трудились коллективы специалистов из разных республик. Стройматериалы и оборудование поставляли десятки предприятий, в том числе и зарубежных. На Всесоюзной ударной комсомольской стройке ТНХК работало более 400 комсомольско-молодежных бригад. Это более семи тысяч юношей и девушек различных профессий. В соревновании бригад был учрежден переходящий приз нашего земляка летчика космонавта СССР Н. Н. Рукавишникова.
Ход строительства, соревнование лучших коллективов, поставка стройматериалов, оборудования — все было под бдительным оком журналистов местной печати и центральной прессы. На строительстве ТНХК проходили всесоюзные летучки журналистов. И надо признать, что такое участие пишущих и снимающих корреспондентов очень помогло строителям. Любой вопрос, поднятый в печати, решался быстро и с положительным результатом.
ТНХК оснащался самыми передовыми в то время технологиями и оборудованием, которое было уникально. Но в то же время некоторые технологические аппараты были настолько крупногабаритны, что традиционная доставка их с завода изготовителя до места монтажа была просто невозможна. Для доставки этого оборудования был сконструирован и изготовлен уникальный понтон длиной более ста метров и шириной шестнадцать метров. Вот на нем и доставлялись из шотландского морского порта Глазго крупногабаритное оборудование. Маршрут судов пролегал Северным морским путем до Нового порта в Обской губе Карского моря. Понтон, буксируемый мощным морским буксиром, сопровождал ледокол. А затем — путь по Оби от Салехарда до поселка Самусь.
Весь этот путь длиной более9 000 километровбыл успешно пройден, и 1 сентября 1979 года понтон пришвартовался к причалу Самусьского судоремонтного завода. Специальным автотранспортом уникальное оборудование было доставлено на стройплощадку ТНХК».
На сегодня — все. Новая фотоистория в нашей рубрике выйдет уже послезавтра, 13 июня. Ретро-снимки известного томского фотографа и журналиста Владимира Казанцева перенесут нас в 1980 год. Тогда в Томске официально открылся Сибирский филиал кардиологического научного центра — ныне НИИ кардиологии или просто кардиоцентр.