Мы продолжаем публиковать своего рода летопись семьи Ерошенко, которую ведет томич Анатолий Алексеевич Ерошенко. Сегодня — рассказ о том, какими выдались годы Великой Отечественной войны для еще одного человека из этого большого семейства.
Ерошенко Василий Степанович, сын Степана Ивановича. Родился 14 января 1921 года в селе Островка Мало-Песчанской волости Мариинского уезда Томской губернии (Губернское административно-территориальное устройство Сибири было закреплено Постановлением ВЦИК от 14 февраля 1923 года). Впоследствии село Островка было отнесено к Ижморскому району (с 1931 года — Новосибирской области, с 1943 года —Кемеровской области).
В 1936 году окончил семилетнюю школу села Островка. Затем учился в средней школе Анжеро-Судженска. Проживал в семье дедушки и бабушки — Ивана Корнеевича и Матрены Ивановны Ерошенко. Среднюю школу закончил в 1939 году. Работал в островской семилетней школе учителем, преподавал алгебру, геометрию.
3 августа 1940 года Василий Ерошенко Ижморским райвоенкоматом был направлен в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова, которое находилось в Перми. 15 апреля 1941 года Ижморским РВК призван в Красную армию. В составе команды № 55 направлен в распоряжение командира воинской части 9611 на станцию Волковыск, Белоруссия.
Из воспоминаний Василия Степановича Ерошенко:
«Я был призван в Красную армию в апреле 1941 года и направлен в 126-й танковый полк (в/ч 9611) 204-й моторизованной дивизии. Полк располагался в деревне Моисеевичи Гродненской области, в прилегающих помещичьих усадьбах. Нас распределили по экипажам, часть пополнения была направлена в учебный полк. Я попал в танковый батальон заряжающим танка БТ-7.
22 июня 1941 года около четырех часов утра нашу часть бомбили 12 немецких самолетов, был нанесен удар по парку машин, по складам и казармам (мы располагались в переделанных из конюшен казармах). К восьми часам мы привели себя в порядок и двинулись на исходные позиции, которые были в 70-80 километрахот расположения. На марше немец беспрерывно наносил удары по колонне с воздуха. Марш был очень трудным, кровопролитным. Ужасная бомбежка. К часу дня 22 июня мы встретили немцев, сбили их и продвинулись от 10 до 18 километров. 23 июня мы продолжали наносить удары по немцам, но уже не продвинулись ни на метр. 24 июня около 06.00 наш танк был подбит и сгорел, экипаж полностью остался жив, только механик Голощук Коля сильно обгорел.
Наш экипаж вышел к штабу батальона. В 08.00 24 июня меня вызвал комбат, капитан Пискунов и спросил: «Автомобилем можешь управлять?». Я ответил, что да. Он приказал принять машину ГАЗ-АА от раненного водителя и срочно привезти бронебойных снарядов со склада боеприпасов, который располагался в лесу около города Волковыск (Гродненская область). Дали мне сержанта, и мы выехали к складу. Примерно в 15-20 километрахот Волковыска нас остановили несколько офицеров и один генерал. Машина была задержана и подана к штабу корпуса в Волковыске, туда были погружены семьи офицеров, и было приказано отвести их в город Барановичи для погрузки на железнодорожный состав. При подъезде к Барановичам нам стало известно, что этот город заняли немцы. Под Барановичем скопилось много неорганизованных войск, беженцев.
Вскоре находившиеся там разрозненные группы воинских частей были собраны в одно соединение. По немцам был нанесен удар, пробита брешь в направлении города Мозырь. Туда мы и двинулись, но при подходе к Мозырю выяснилось, что город занят немцами. Руководитель нашей колоны принял решение двигаться на Киев. 25 июня мы были в Киеве. На въезде в город нас остановили курсанты Киевского танкотехнического училища. У меня не было прав на управление машиной. После длительных разборов, узнав мое образование, меня зачислили курсантом Киевского танкотехнического училища, которое вскоре было эвакуировано в город Кунгур (Пермский край)».
Приказом по Киевскому танко-техническому училищу имени С.К. Тимошенко № 438 от 8 июля 1941 года красноармеец В. С. Ерошенко был зачислен в списки четвертой роты курсантского состава училища. В марте 1942 года курсант Ерошенко сдал выпускные экзамены. Приказом № 0163 Главного авто-бронетанкового управления Красной Армии по личному составу курсанту В. С. Ерошенко, окончившему Киевское танкотехническое училище было присвоено звание воентехника второго ранга.
Курсанты Киевского танкотехнического училища, город Кунгур Пермского края, январь 1942 года (третий слева В.С. Ерошенко)
Воентехник второго ранга В. С. Ерошенко, март 1942 года
Из воспоминаний Василия Степановича Ерошенко:
«…Из училища я был направлен в Москву на танкоремонтную базу. Летом 1942 года, когда начались тяжелые бои на подступах к Сталинграду, к нам обратился начальник танкоремонтной базы: «…Кто желает поехать под Сталинград на должность командира танка?». Я изъявил желание. Группа добровольцев-техников из семи человек была направлена во 2-й Гвардейский механизированный корпус 2-й Гвардейской механизированной армии, которой командовал генерал-лейтенант Малиновский. Мы прибыли на станцию Ляда Пермского края, нас направили в 24-й танковый полк, где я получил новый танк Т-34. В начале ноября наша часть по железной дороге была переброшена на станцию Арчеда у города Фролов Сталинградской области. Перед началом боев в 1942 году я подал заявление с просьбой принять в партию. Мне назначили испытательный срок (В. С. Ерошенко был принят в ряды ВКПб в июне 1943 года. В рядах коммунистической партии оставался до конца своих дней — прим. автора).
19 ноября началась наступательная операция по окружению и уничтожению Сталинградской группировки, в которой приняла участие наша часть. Мы остановили группировку Манштейна, рвавшуюся к разблокированию окруженных войск Паулюса. Когда войска Манштейна заняли Котельниково и вели наступление на Обгонезево, нашей армии и 2-му Гвардейскому механизированному корпусу поставили задачу — совершить 120-километровый марш и занять рубеж по реке Мышкова (левый приток Дона). Совершив марш, в течение двух-трех часов мы закопали танки и подготовились к обороне. Первые атаки немцев не принесли им успеха. После этого усилились удары с воздуха, увеличилась плотность наступающих немецких танков. Однако продвинуться немцам так и не удалось. Ночью мы совершили марш и произвели перегруппировку, так как разведка доложила командованию, что Манштейн меняет направление главного удара. На второй день немцы рвались к Сталинграду еще более ожесточенно, но опять же ни на метр не продвинулись. А на третий день 2-я Гвардейская армия, в том числе и наш 2-й Гвардейский механизированный корпус нанесли контрудар и погнали Манштейна на Ростов-на-Дону. Закончились эти бои под Таганрогом у армянского села, название которого я не запомнил.
6 февраля 1943 года наша часть была направлена на получение новой техники. В июне часть была переброшена в район высоты Саур — Могила, которая расположена рядом с селами Сауровка, Степановка (Украина, Донецкая область, Шахтерский район). 18 июля началось наступлению в район Амвросиевки (железнодорожная станция) — Сталино (Донецк). Ставилась задача: оттянуть часть сил немецкой армии, расположенных в районе Орловско-Курской дуги, нанести удар по Донбассу и освободить его. Наступление вначале развивалось успешно, но после подтягивания немецких резервов было приостановлено, и только 18 августа мы пошли вперед. В районе Таганрога окружили Таганрогскую группировку, освободили Донецк, Горловку, Старино, Рудченково, город Волноваху и вышли к Днепру в районе Большой Лепетихи — Малой Каховки. В марте 1944 года форсировали Днепр в районе города Берислав, вышли к городу Херсону, освободили город Николаев, и на подступах к Одессе нас вывели на формирование и пополнение в районе города Котовска, станции Балты.
После пополнения и получения боевой техники мы вышли к границе Румынии, почти без боев прошли по этой стране и вышли к границе Венгрии в районе города Сегед. Форсировали реку Тиссу, заняли Сегед, населенные пункты Кишкунлацхазе, Кечкемет, Цеглет. На подступах к Будапешту 13 ноября 1944 года я был ранен. После лечения в госпитале в городе Сибиу (Румыния) 10 марта 1945 года я вернулся в свою часть. 11 марта 1945-го началось наступление на Комарно, Ач, Дьер, Братиславу, Вену, Прагу. 13 мая 1945 года под Пильясном мы закончили войну — после того, как добили дивизии «власовцев». 13 мая в два часа дня я видел, как везли предателя Власова на аэродром в Прагу».
Василий Степанович Ерошенко окончил войну старшим техником, лейтенантом в должности заместителя командира 3-го танкового батальона по технической части 37-й Гвардейской танковой бригады 2-го Гвардейского механизированного корпуса.
Старший техник-лейтенант В. С. Ерошенко, 1945 год
После войны Василий Степанович служил в частях Советской Армии до июня 1966 года. Уволился в запас по личному ходатайству в звании подполковника технической службы, с правом ношения воинской формы. Был награжден офицерским кортиком, дважды — орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны» 2-й степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За оборону Сталинграда», а послевоенные годы — еще тринадцатью медалями и орденом «Отечественной войны II степени» (1985 год).
Василий Степанович Ерошенко умер 2 ноября 1997 года в Москве, похоронен на Николо-Архангельском кладбище Москвы.
Анатолий Ерошенко
Продолжение следует
***
Если вы тоже хотите поделиться с читателями Tomsk.ru рассказом о том, как ваши родные жили в годы Великой Отечественной войны; если вы ищете кого-то из близких, чьи следы исчезли в то время, — присылайте свои истории по электронной почте на адрес news@tomsk.ru или vivd@mail.ru с пометкой «Герои не умирают».