Окончание «сериала» про публичные слушания о новой схеме движения общественного транспорта.
Эти публичные слушания начались раньше назначенного срока — трех часов дня еще не было, а зал уже был битком, и заммэра Владимир Хан уже вещал… А затянутся они, думала я, минимум до шести вечера — столько было желающих высказаться. Но, видимо, у администрации существовали свои планы, потому что в 16.15 Владимир Хан объявил: у нас осталось 15 минут. Давайте, мол, в темпе.
Я не стану приводить здесь многие выступления. Жители поселков Лоскутова, Мясокомбинат, 2-го поселка ЛПК, поселков Просторный, Заварзино, Родионово, студенты СибГМУ с Московского тракта, жители Нижнего склада, Степановки, Жилмассива, Молодежного, Солнечного… Вопросов у вас было много. Здорово, что вы пришли их задать. На большинство из них у чиновников нашлись ответы — и хорошо, что нашлись, тем более что они по большей части вас устроили.
Мне же под конец хотелось бы привести здесь слова трех человек. Публичных, как говорится. Хотя — отбросить эту публичность ничего не стоит. Они такие же томичи, как все остальные. И — кто-то чаще, кто-то реже, но — такие же пассажиры, как все остальные.
Ольга Смирнова, журналист:
«Я хочу сказать о том, как проводилось исследование пассажиропотока. Я очень много езжу по городу. За все время мне один раз дали билетик и сказали: «Ну, если вы торопитесь и там не сможете отдать, ну и ладно». Вот это исследование, о котором нам тут говорилось. Теперь о главном. Только на наивных людей рассчитывается то, что все, что делается, это для блага томичей. Сокращение 11-ти маршрутов — любому нормальному человеку понятно — не может никакого блага нам дать. Цель совершенно другая.
Еще при Николайчуке говорилось, что нужно расчистить центр, потому что совершенно невозможно на автомобиле проехать по этому центру. Всюду эти маршрутки, у остановок они толпятся, устраивают гонки… В общем, надо очистить центр для автомобилей, а эти несчастные неудачники, у которых нет машины, — пусть они пересаживаются, ездят объездными путями, это никому неинтересно. Но я надеюсь, что Иван Григорьевич Кляйн как разумный и порядочный человек этого безобразия не допустит».
Александр Остроушко, председатель профсоюза предпринимателей Томской области:
«Нам сейчас предложили совершенно новый вариант транспортной сети. Надо сравнивать ее с действующей — по показателям. Улучшается ли — в первую очередь для пассажиров — ситуация? Абсолютно по всем показателям ухудшается. Во-первых, время в пути. Маршруты в новой схеме крутятся по городу, так что время в пути еще увеличится. Стоимость проезда увеличится — если вы грамотно слушаете — в три раза. Для всех, кто не понял: Якимов ведь четко сказал: число пересадок увеличится в три раза по отношению к сегодняшнему дню. Помножьте 17 на три, те, кто защищает новую транспортную сеть.
Минимум восемь маршрутов убирается — это 250 автобусов. Не надо быть каким-то грамотеем, чтобы понять: увеличится интервал движения. Хотите вы еще вместо 10 минут 20 стоять? Сейчас как: например, не идет 4-ка — сел на 12-й, ладно — я тороплюсь и дважды заплачу с пересадками, но сегодня у нас есть выбор. Завтра его не будет, нас его лишают.
Предположим, эта схема будет принята администрацией. Ну, плюнут они на наше мнение, и все тут. Какие будут последствия? Первое — вопрос безопасности. Женщина тут говорила: столько левых поворотов появилось, ГИБДД их никогда не разрешит! Второе. Намного хуже пассажирам будет передвигаться. У меня есть много знакомых с собственными машинами. Но они чаще передвигаются на маршрутках. Это выгоднее в снег, в холод, в гололед. Теперь они все пересядут на машины. Что ожидает город? Коллапс. Город встанет.
Все действующие маршруты должны остаться! Люди говорят: откройте нам еще маршруты, еще. Никто не говорит: закройте такой-то маршрут. Давайте сохраним то, что есть. Ну, а «Радар» — они не виноваты. Техническое задание, которое им дали, подразумевало ухудшение. Они его выполнили».
Андрей Иванов, известный томский общественник и активист, основатель «Томской инициативной группы»:
«Три с половиной года назад уже была попытка такого передела на маршрутном рынке Томска. Тогда мэр объявил, что слишком много у нас маршрутов, давайте сократим их до 20-ти. Иначе наступит транспортный коллапс. Слава богу, мы тогда отстояли маршрутки. Да, претензии к водителям и бригадирам остались. Но претензии это одно, а то что маршрутчики вывезли город, — это другое. И коллапса не случилось. Все ездят. Все более-менее довольны. Но, конечно лучшего хочется всегда. И поэтому мы ждали от этой новой программы лучшего…
Что же мы видим. К словам, которые были сказаны ранее, я хочу еще добавить: у нас сознательно ухудшается безопасность перевозок. Убирая маршруты с проспекта Ленина, который запрещен для проезда большегрузов, у нас выгоняются маршрутки на те магистрали, где засилие большегрузов. Вы представляете — маршрутки будут ездить рядом с КамАЗами. К чему это приведет при всем том обилии внезапно появившихся левых поворотов?
Восемь миллионов администрации потратила на контракт с «Радаром». А можно было напечатать анкеты по рублю и раздать всем жителям города. Во-первых, сэкономили б бюджетные деньги. Во-вторых, получили бы реальную картину перемещения томичей, включая школьников».
Еще Иванов успел отметить, что в зале почему-то нет ни одного депутата. Что действительно странно. Но — половина пятого становилась все ближе, и заместители мэра Александр Цымбалюк и Владимир Хан взяли завершающее слово.
«Я хотел бы извиниться, что не продумали вопрос о количестве присутствующих и выбрали маленький зал. Здесь мы собрались не для того, чтобы протолкнуть эту схему, а чтобы услышать ваше мнение, учесть его и сделать этот транспорт удобным для вас. Никто не ставит цель — и мэр такой задачи не ставил — чтобы у нас в Томске ходили большие автобусы. У нас улично-дорожная сеть специфическая, и большие автобусы безопасно везде проехать не могут. Это тоже важно, и мы не говорили, что хотим выгнать бизнес, который вывез город. И в любом случае без вашего мнения решения мы принимать не будем!», — пообещал Цымбалюк.
«Эээээ…, — Владимир Хан тоже подбирал успокоительные фразы. — Вы сказали действительно много объективных слов. Этот вопрос будет дорабатываться. Но — при всем этом у нас вступает в силу 220-й ФЗ. И даже при сохранении в той или иной форме маршрутной схем, которая есть сейчас, перевозчики должны будут участвовать в конкурсных процедурах. («Крики из зала: «Мы готовы к этому!) Те, кто станут победителями, продолжат работу. Я полагаю, что ни один перевозчик не останется без работы, потому что те пресловутые 600-700 автобусов, которые сегодня по городу ходят, будут продолжать ходить — это мы тоже совершенно четко понимаем».
«Зачем тогда потрачены были деньги?!», — загудел было зал. Но ответа на этот вопрос не поступило. Да и вообще — это уже, как говорится, совсем другая история.
Ирина Костина