Есть много игр в городском пространстве, в которые играют томичи. Например, «Дозор», участники которого выполняют квесты, передвигаясь по городу пешком и на машинах, или подобная ему игра «Энкаунтер». В последние два года появилась еще одна игра, задействующая городскую среду, — это Ingress.
Внешне Ingress — это приложение для мобильных устройств, напоминающее обычную ролевую игру. Однако ее главное отличие от обычных мобильных игр в том, что для Ingress надо выйти из дома.
По легенде игры, созданной компанией Niantic, которую поддерживает корпорация Google, в нашем мире существует множество порталов, через которые к нам могут проникнуть существа из параллельного мира — шейперы, обладающие особым знанием, способным изменить мир. Игроки Ingress разделены на две фракции, одна из которых не видит вреда в шейперах и считает, что их влияние направит человечество в новую эру (Enlightened, или Просвещение, на сленге игроков — энлайты), а другая этому сопротивляется и считает, что проникновение шейперов в наш мир нанесет человечеству непоправимый вред (Resistance, или Сопротивление, на сленге игроков — резисты). Цвет первой фракции — зеленый, второй — синий. Задача каждой фракции — завоевать как можно большее количество порталов, соединить их между собой связями (линками), создав между ними поля под своим контролем.
Порталами в городском пространстве являются памятники, граффити, интересные сооружения и детские площадки. Чтобы завоевать портал и построить поле, к нему обязательно надо подойти. Порталы есть не только в городе, но и в деревнях, селах и иногда даже в лесу или в чистом поле.
Игроки в Ingress — это, в основном, люди, связанные с IT-сферой. По мнению Ильи, играющего на стороне Сопротивления под ником 17otme, игра создавалась специально для того, чтобы заставить сисадминов выйти на улицу.
«Я думаю, изначально игра была задумана как пешая, для того, чтобы айтишники оторвались от своих кресел и вышли погулять», — пояснил он. Сам он, правда, не айтишник — он и его жена Татьяна kljuchnica, которая тоже ярый игрок, владеют небольшой автомастерской. Играют они в основном на машине, «захватывая» не только городские порталы, но и отдаленные, расположенные по всей Томской области. Часто их игра выходит и за пределы нашего региона, порталы, захваченные ими, есть и на Алтае.
«Мы и раньше любили путешествовать, всегда много ездили. А потом наткнулись на Ingress, и появился дополнительный повод поездить, — рассказала Татьяна. — В начале августа был год, как мы играем. Причем, когда регистрировались, мы сидели дома, и были удивлены тем, что для игры надо выйти на улицу. А когда вышли и дошли до первого портала, нас затянуло».
Илья l1bbcsg — программист. В игре он уже больше полутора лет, среди Просвещения он — самый «старый» игрок.
«Где я узнал об игре, вспомнить уже сложно, — рассказывает Илья. — Кажется, на «Хабре» (форум айтишников – прим. ред.) были первые публикации о ней. Два года назад было мало игроков, и играл я один. В городе активности особой не было, и я «забил» на игру на пару месяцев. А когда я вернулся, появились уже другие игроки, появилась тусовка, мы стали что-то организованное делать. Для меня Ingress — это интересное хобби, отличная игра, часто полезное и веселое времяпрепровождение. На видеоигры я трачу не меньше времени и денег, но тут я с дивана поднимаюсь, к тому же, обычно не один».
Для игры Илья не просто выходит из дома. Для участия в игровом событии он ездил в Екатеринбург, причем с пересадками по пути, чтобы посетить порталы в тех городах, которые находятся между Томском и Екатеринбургом. Кроме того, Илья не только ездит к далеким порталам, но и занимается разработкой игровых операций, цель которых – «накрыть» своими полями побольше пространства. Игроки разрабатывают целые стратегии в условиях жесткой конспирации для того, чтобы фракция противника ничего не узнала о планируемой операции и не сорвала ее.
Монтажник интернет-сетей Арсений SennyRDTomsk часто для игры путешествует автостопом на небольшие расстояния. Например, недавно он поехал так в Парабель, чтобы «снять» поля, которыми накрыли город игроки фракции Сопротивления.
«Для меня Ingress — это культурное развитие, новые знакомства и стратегия глобальной игры. Без людей по интересам это была бы бесполезная «приложуха» для телефона», — поделился Арсений.
Возраст постоянных игроков в Ingress — примерно от 22 до 35 лет, хотя бывают и исключения. Играют как одинокие люди, так и семейные. Причем далеко не всегда в игре оба супруга. Иван shonishe и Илья a0i — оба женатые и растят детей. Игра для них — это способ отвлечься от работы и пообщаться с другими людьми.
«Семья держит нейтралитет, поскольку понимает, что мужу и папе куда-то ездить отдохнуть необходимо. Иначе куда потом папа сможет отвезти детей, чтобы им показать что-нибудь удивительное? — рассказывает Иван. — Раз рыбалка на два-четыре дня сейчас недоступна по причине двухмесячного сына, значит, надо уезжать куда-то на сутки максимум. Так что в этом году вылазки Ingress — это не что иное, как разведка боем для рыбалки, охоты и поиска памятных мест».
Есть среди «ингресовцев» и работники нефтяной отрасли. Александр Jedi1 родился в Томской области, но живет сейчас на Сахалине и работает геологом в нефтяной компании. В августе он приехал в гости на Родину, и сразу же связался с местными игроками в Ingress, чтобы участвовать в игровых операциях и просто хорошо проводить время. По работе он часто ездит не только по России, но и в другие страны.
«Я играю уже чуть больше года. Сначала играл от скуки, гулял по городу. Теперь игра для меня — это способ завести новые знакомства, особенно за границей. За это время я был в Корее, Индии, Греции, Малайзии и Ирландии, и везде теперь есть знакомые по Ingress, — рассказал игрок. — С Индией вообще было интересно. По приезду я сидел в офисе в городе и ломал синие порталы около офиса. Использовал офисный wi-fi, потому что не было местной SIM-карты. Через полчаса приехали трое «синих» индусов 15 уровня (максимальный уровень в игре – 16 – прим. ред.), позвали знакомиться. Я вышел, пообщались, а потом они меня катали по городу, «раздавали» интернет через свои телефоны. А через пару дней «зеленые» опомнились, тоже познакомились. Больше всего мне из «зеленых» понравилась команда из папы и сына, которому 12 лет. Они оба 14 уровня».
Хотя Ingress существует уже около двух лет, специалисты пока затрудняются дать ему оценку как социальному явлению. Заведующая кафедрой социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ Ирина Кужелева-Саган отметила, что Ingress — очень интересное для кафедры явление.
«Я вижу здесь много разных аспектов, и не только психологических. Наша кафедра включится в обсуждение этого феномена позже», — рассказала завкафедрой.
Для кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета ТГУ этот феномен также стал неожиданностью.
«Эта тема требует глубокого осмысления и, возможно, может быть использована в образовании как прием геймификации и социального взаимодействия», — отметил заведующий лаборатории компьютерных средств обучения Института дистанционного образования ТГУ преподаватель кафедры Артем Фещенко.
Наталья Чалык
Фото: Марат Хамматов, Наталья Чалык
Скриншоты: игроки Ingress