Каждый раз с наступлением лета на улицах Томска появляется все больше мотоциклистов. И каждый летний сезон они попадают в печальные сводки дорожных происшествий. Как правило, комментарии в сети в их сторону нелестные: громкий выхлоп их мотоциклов возмущает жильцов, их неуловимость в зеркалах заднего вида раздражает и пугает автомобилистов.
И вместе с тем, все чаще они появляются в положительных новостях ГИБДД. Они стали сотрудничать с дорожной инспекцией: в июне областное управление ГИБДД заключило с байкерами соглашение, еще раньше они проводили совместную акцию «Внимание: мотоциклист». Теперь мотоклубы Томска присутствуют на комиссиях по разбору нарушений ПДД мотоциклистами. И на этом сотрудничество байкеров с горожанами не ограничивается.
Дети и инвалиды
Накануне томский мотоклуб «Дальний свет» вместе со своими друзьями отправился в село Октябрьское для того, чтобы собрать и установить в детском социально-реабилитационном центре детскую площадку и забор вокруг нее. Именно в это детское учреждение мотоциклисты приехали уже во второй раз – начало работ было положено больше двух недель назад, когда президент мотоклуба «Дальний свет» Александр Бархатов приехал в гости к родителям в село Октябрьское Томского района. Там он увидел, как две женщины на территории социально-реабилитационного центра осматривают груду металлических конструкций, которые должны были стать детской площадкой. И понял, что должен помочь.
«Эту площадку мы перевезли, положили, и она ждала у нас лучших времен, — пояснила директор социально-ребилитационного центра для несовершеннолетних Марина Ермолаева. — Своими силами мы ее поставить не могли, только со спонсорской помощью. Но у наших спонсоров не получилось. А потом нам позвонил байкер Александр Бархатов, и предложил свою помощь. Мы, конечно, согласились, потому что рады любой мужской помощи. К тому же дети любят, когда приезжают в гости байкеры. Сегодня ребятишки как увидели их в окно, сразу выбежали посмотреть, потрогать мотоциклы».
В этом социально-реабилитационном центре могут жить 37 детей. Здесь они находятся временно, пока не определится их дальнейшая судьба. «Они к нам поступают, затем либо родителей лишают родительских прав, и дети идут в детский дом, кровную или приемную семью, либо это дети, которые находятся тут в связи с тяжелой жизненной ситуацией в семье», — объяснила Марина Ермолаева.
Она пояснила, что финансирования учреждению хватает, но все не предусмотришь. У октябрьского социально-реабилитационного центра 11 организаций, которые оказывают ему шефскую и спонсорскую помощь. Теперь в их числе и мотоклуб «Дальний свет».
«Вообще мы участвуем и проводим сами много благотворительных мероприятий, — рассказал Александр. — Благотворительность начинается от самих людей. У байкеров, когда каждый день есть возможность либо самому попасть в аварию, либо друга потерять, хорошее и плохое проще разделяется. Стараешься помогать. Люди, которые сегодня ездили, делали это не за деньги. Более того, они сами тратятся. Вкладываются в бензин, сварочное оборудование. Люди просто едут помогать детишкам, и никто никогда не задавал вопросов, зачем это.
Когда ты ежедневно рискуешь жизнью, становится понятно, что такое добро и что такое зло. Вещи становятся проще, появляется черное и белое, нет размытых оттенков. Каждый раз, когда мы встречаемся, я обнимаю друзей, потому что завтра я могу их не увидеть. Это реальная опасность, которую ты принимаешь, когда приходишь в это. Соответственно, и помогать стараешься. Самому проще становится, и дышать легче после этого. Мы — те, кто может помочь, большая и мобильная сила».
В позапрошлые выходные была установлена половина конструкций и забора: байкеры варили, вколачивали сваи, их подруги красили забор и детали детской площадки. Вчера работы продолжились: на установку детской площадки в Октябрьском ездили члены мотоклуба Левон Аксенов, Семен Пономарев, Роман Прядкин и Денис Захаров. С ними поехали их жены, подруги и друзья.
«В дальнейшем они просят помочь с ливневкой, у них вода сейчас по стенам бежит. Сейчас ребята из нашего клуба сдадут взносы, мы арендуем вышку, приедем и сделаем. Над этим детским домом мы хотим взять шефство и плодотворно работать именно с ним, потому что помощи там нужно очень много», — пояснил президент мотоклуба.
Клуб «Дальний свет» существует полтора года. Полноценных членов клуба сейчас девять человек и порядка сорока друзей клуба — так называемых саппортов, которые ездят с членами клуба на мероприятия. У мотоклуба есть свой денежный капитал, который тратится, в том числе, на благотворительность.
В прошлом году байкеры и друзья мотоклуба «Дальний свет» ездили на посадку кедров и в детский дом в Шегарке. Раньше, рассказывает байкер, общение с ребятишкам ограничивалось просто играми и знакомством детей с мотоциклами. «Естественно, по трассе или по городу детей никто не катает. Просто сажаем их на мотоцикл, можем прокатить метров пять. Для ребенка это такое счастье, что его посадили на мотоцикл, дали погудеть, — вспоминает Александр. — В клубе «Варяг» мы устраиваем для детей Новый год, где байкеры одеваются в костюмы зайчиков, белочек и Деда Мороза, играют, покупают им подарки. Ребятишки там и детдомовские, и свои».
Кроме детей, байкеры стараются помогать и инвалидам. На Дворце спорта проходил конкурс по вождению среди инвалидов. Байкеры нескольких клубов сопровождали колонну. В клубе «Варяг» мотоциклисты организовали вечер для инвалидов, привозили их туда, сделали пандусы в клубе, чтобы им было удобно. «Мы пока еще молодые, и делаем то, на что у нас сейчас есть возможность», — поясняет президент мотоклуба.
Безопасность на дорогах
Каждый понедельник, присутствуя на комиссии по разбору нарушений ПДД мотолюбителями, байкеры пытаются объяснить людям, насколько нужны права на вождение мотоцикла, и насколько опасна эта езда без прав.
«Многие люди не понимают, что даже если они ездят аккуратно и они не виноваты в аварии, но их сбивает машина, и у них нет прав, виноваты будут все равно они, — поясняет Александр Бархатов. — Также многие люди просто не знают, что штраф 15 тысяч рублей за езду на мотоцикле без прав равен сумме, которую нужно заплатить за обучение, которое сейчас стоит 14 тысяч вместе с часами учебной езды и всеми справками. Поэтому мы стараемся убедить, на личном опыте объяснить. Молодой парень 17-18 лет не представляет, что если он будет ехать с пассажиром, и пассажир погибнет, он может сесть в тюрьму из-за этого.
Член нашего клуба Левон Аксенов говорит: «Если бы было можно, я бы надел два шлема». Те, кто долго катаются, знают цену экипировке. Когда едет человек в жару в коже, брони на нем налеплено, значит, человек много проехал. Да, жарко, но зато цел. В городе часто можно встретить мотоциклистов в сандалиях и шортах. Но это до первого падения. Асфальт съедает мясо, как терка, — до костей. Такой горький опыт у меня был, научила меня жизнь. Я был не в кожаных штанах, а в простых дешевых джинсах. Их не стало сразу. А весной меня девушка сбила на перекрестке, был перелом руки. Руку собрали, но этот сезон я не катаю. По статистике ГИБДД из 46 аварий мотоциклисты виноваты в четырех. Нужно вести себя на дороге как военный летчик: «Все хотят тебя сбить». Люди отвыкают от нас за зиму, и как-то не принято смотреть по зеркалам.
У нас к мотоциклистам отношение нехорошее. В этом году весной на открытии мотосезона автомобилист въехал в колонну мотоциклистов. Колонна длинная, он устал ждать, и поехал на таран.
Мотоцикл не виден, не слышен. Поэтому мотоциклисты стараются сделать его громче, ярче свет. Раз нас не видно, то пусть будет хотя бы слышно. На мой мотоцикл, который я восстанавливаю после аварии, я поставил тихие заводские выхлопные трубы, и через два дня после этого меня сбили. Когда водитель слышит мотоциклетный рокот, он волей-неволей повернет туда голову».
Наталья Чалык